Из-за санкций «Роснефть» и Statoil могут отложить проекты

Проекты «Роснефти» и Statoil могут быть отложены из-за западных санкций, предупредила норвежская компания
Kristian Helgesen/ Bloomberg

Американские и европейские санкции против России и «Роснефти» будут оказывать влияние на партнерство российской компании и Statoil, об этом заявил главный исполнительный директор норвежской компании Хельге Лунд, передает Bloomberg. «Очевидно, что в некоторых областях это приведет к задержке [реализации], - сказал он. - Это прежде всего добыча сланцевого газа и работа в глубинных водах и Арктике. Некоторые мероприятия будут продолжаться, некоторые из них будут затронуты санкциями». Представитель «Роснефти» на запрос не ответил. Но Statoil по-прежнему планирует продолжать сотрудничество с «Роснефтью» при соблюдении санкций, добавил Лунд.

Сечин не исключал сдвига каких-либо проектов из-за санкций. «Какие-то проекты будем передвигать, но речь прежде всего будет идти об эффективной работе», - говорил он (цитата по «Интерфаксу»). Кроме Statoil в российской Арктике с «Роснефтью» работают ExxonMobil и Eni. Санкции не помешали «Карморнефтегазу» (СП «Роснефти» и ExxonMobil) в середине августа начать бурение скважины Университетская-1 участка Восточно-Приновоземельский - 1 в Карском море. «Наше сотрудничество долгосрочно, - говорил тогда руководитель российского подразделения ExxonMobil Гленн Уоллер. - Мы видим здесь очень большие перспективы и готовы <...> работать и дальше» (цитата по «Интерфаксу»). Представители Eni вчера на запрос не ответили. Руководитель Statoil не сказал, какие проекты могут быть отложены. В группу риска входят все шельфовые проекты и проекты по освоению месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, говорит старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. Работы на начальной стадии продолжатся, если «Роснефть» нашла оборудование до санкций, полагает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Но начало добычи ожидается не скоро и с этим могут быть сложности, предупреждает эксперт. Многие зарубежные компании, в том числе Statoil, заинтересованы работать в России, говорил Полищук. «Это перспективный рынок. Несмотря на санкции, никто не хочет отсюда уходить», - отметил он. В 2013 г. Statoil добывала 1,217 млн барр. в день - на 8,9% меньше, чем в 2012 г. Но доказанные запасы нефти и газа выросли на 3,6% до 5,6 млн барр. н. э. «Роснефти», основная добыча которой приходится на истощающиеся месторождения Западной Сибири (треть дает «Юганскнефтегаз»), нужен доступ к передовым технологиям, которыми обладают западные компании.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Statoil - стратегический партнер «Роснефти». В мае 2012 г. компании подписали соглашение о сотрудничестве. Оно включает совместную работу на российском шельфе Баренцева (участок Персеевский) и Охотского (участки Кашеваровский, Лисянский, Магадан-1) морей, участие «Роснефти» в освоении участков норвежского шельфа Баренцева моря и возможность приобретения «Роснефтью» долей участия в международных проектах Statoil. В российских шельфовых проектах норвежская компания получила 33,3%, она же оплачивает геологоразведку. В июне 2012 г. «Роснефть» и Statoil договорились о работе на месторождениях с трудной нефтью в России. На прошлой неделе компании начали разведку на участке Pingvin (лицензия PL713) в норвежской части Баренцева моря. «Роснефть» может свободно работать на норвежском континентальном шельфе, участвовать в лицензионных раундах, сообщило вчера агентство Bloomberg со ссылкой на министра энергетики Норвегии Торда Льена.

«Роснефть» подпала под санкции США из-за ситуации на Украине: минфин США запретил американским компаниям предоставлять ей долгосрочное финансирование. В санкционный список весной попал президент госкомпании Игорь Сечин. В конце июля США и ЕС ввели санкции против нефтяного сектора, ограничив экспорт в Россию оборудования для глубоководного бурения, добычи в Арктике и добычи сланцевой нефти. Норвегия тоже присоединилась к секторальным санкциям. Ввоз технологий в Россию возможен по специальному разрешению профильного ведомства. В Норвегии это министерство иностранных дел, говорит юрист Art De Leх Виктор Фадеев. Оно может выдавать такие одобрения компаниям, имеющим обязательства перед контрагентами, возникшие до введения санкций, поясняет Фадеев. Лунг заявил The Wall Street Journal, что в отношениях двух компаний появится место «бюрократии», поэтому на многие действия будет уходить больше времени.