Бизнес
Бесплатный
Екатерина Брызгалова|Ксения Болецкая

Опубликованные Forbes сведения о доходах Сечина порочат его честь и достоинство, решил суд

Суд также постановил, что журналисты издания не раскрыли свои анонимные источники, так как выдумали их
Сергей Портер / Ведомости

Журналисты Forbes в статьях об Игоре Сечине сознательно формировали отрицательное общественное мнение о деловых и человеческих качествах президента «Роснефти», следует из мотивировочной части решения Савеловского районного суда Москвы.

Сечин подал иск против ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», издателя Forbes, и пяти сотрудников журнала в мае, и 1 августа суд удовлетворил этот иск. Мотивировочная часть решения суда была опубликована лишь вчера вечером.

Сечину не понравились несколько текстов Forbes, которые вышли в конце прошлого года. В частности, Сечин, по версии Forbes, возглавил рэнкинг самых высокооплачиваемых топ-менеджеров: его вознаграждение эксперты оценили в $50 млн (или порядка 17% от совокупного дохода руководителей «Роснефти»). Президент «Роснефти» счел, что журналисты обвиняют его в получении "сверхдоходов". Также он оспаривал фразы о том, что «...Сечин продолжал планомерно убивать капитализацию холдинга...», «...сделки шли по рыночным котировкам, на которые то и дело давили выступления главы "Роснефти", и, наконец, «кроме статуса окончание карьеры государственного деятеля дало Сечину возможность абсолютно легально стать очень состоятельным человеком».

В статьях Forbes нет прямых утверждений о нарушениях Сечиным законов или его неэтичном поведении, признал суд, но журналисты порочат его репутацию через утверждения скрытого характера, приемы речевого воздействия, различные сравнения и намеки.

В частности, суд прислушался к мнению Сечина и решил, что «управляющий фонда, входившего в топ-10 крупнейших акционеров «ТНК-ВР холдинга» и «один из собеседников Forbes», на которых ссылаются журналисты в текстах о президенте «Роснефти», не существуют: «Это прием речевого воздействия, использование которого было обусловлено отсутствием реальных источников информации».

Журналисты на судебных слушаниях настаивали, что получили комментарии от этих источников на условиях анонимности и обязаны сохранять их конфиденциальность. "Адвокаты Сечина требовали раскрыть имена источников, но мы, конечно, отказались, - говорит главный редактор Forbes Эльмар Муртазаев. - Мы не хотим скомпрометировать этих людей».

Муртазаев категорически не согласен с выводами суда: «У нас нет цели создать отрицательное или положительное впечатление о Сечине. В статьях о «Роснефти» мы, как всегда, следовали фактам и комментариям наших источников».

Размер дохода Сечина был одним из главных предметов судебного спора. В этом году «Роснефть» вновь отказалась раскрыть сведения о доходах и имуществе Сечина. Госкомпания воспользовалась расплывчатыми формулировками указа президента о раскрытии информации госкомпаниями и сослалась на то, что «Роснефть» не является «госкомпанией, созданной на основании федерального закона». Поэтому журналисты Forbes для определения размера дохода Сечина использовали данные из отчетности «Роснефти», опросы и оценки экспертов. Но суд счел, что данные о доходах президента «Роснефти» не могут быть оценочным суждением, поскольку являются утверждением, которое должно быть верифицировано. При этом суд не указал, каким образом журналисты Forbes могли проверить данные по зарплате президента «Роснефти».

Представители Forbes возражали в суде, что сведения о доходах Сечина не могут быть порочащими, потому что в законодательстве нет определения «сверхдоходов», и что высокая зарплата свидетельствует о значимости лица для компании и эффективности его работы. Но суд согласился с президентом «Роснефти», что опубликованная оценка его годового дохода в $50 млн приводит к тому, что в обществе складывается ложное впечатление, что компания выплачивала ему несоразмерно большую и экономически необоснованную компенсацию.

«Я шокирован и разочарован таким решением суда, - заявил «Ведомостям» главный юрист «Коммерсанта» Георгий Иванов. - Логики в этом решении никакой нет. То, что опубликованные журналистами сведения, порочат честь Сечина - не доказано. Что журналисты сделали фактически неверно - не указано. Похоже, единственный посыл этого решения - "не трогайте Сечина".

По сути, суд признал порочащими впечатления, а не факты, продолжает Иванов: «Получается, журналистам Forbes фактически пришлось опровергать впечатления, что сделать практически невозможно. Непонятно, какое "общество" сочло эту статью порочащей, у меня, например, такого впечатления при прочтении не создалось».

В частности, суд счел порочащим сам факт того, что Сечин может зарабатывать $50 млн в год, указывает юрист: «Есть и другие люди с таким доходом, значит ли это, что они тоже нарушают закон или поступают порочно?» То, что суд построил решение на «скрытых утверждениях» порочащего характера, которые обнаружил в статьях журнала, - опасный прецедент для всей российской журналистики, указывает он: «Таким образом можно признать, что все статьи с негативными фактами носят некий скрытый характер».

Представитель «Аксель Шпрингер Раша» прежде говорил, что издатель оспорит решение суда.

Кроме Forbes Сечин выиграл иск о защите чести и достоинства у «Ведомостей». Президенту «Роснефти» не понравилась колонка, опубликованная в газете в июне. Поводом для ее написания стало то, что Сечин вновь отказался раскрывать сведения о своих доходах. В колонке было написано о том, что президент «Роснефти», хоть и перестал быть чиновником, но остается очень влиятельным человеком и, по мнению автора, может отчитываться только перед президентом России Владимиром Путиным.

В обоих случаях Сечин требовал удаления порочащих сведений с сайтов этих СМИ и публикации опровержения. Материальных претензий к «Ведомостям» и Forbes у него нет.

Комментарий представителя "Роснефти" пока получить не удалось.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more