В прошлом году крупнейшие телеканалы России показали новые сериалы и шоу, которые стоили почти 45 млрд рублей
В российском эфире появляется все меньше новых проектов, но расходы телекомпаний на контент продолжают растиВ 2013 г. почти четверть эфира семь крупнейших российских телеканалов («Первый канал», «Россия 1», НТВ, ТНТ, СТС, РЕН ТВ и «Пятый канал») отдали под отечественные премьеры, подсчитала компания KVG Research. Это 12 000 часов новых сериалов, теле- и кинофильмов, документальных фильмов, развлекательных и познавательных программ, а также ток-шоу. Учитывались не только программы или сериалы, впервые вышедшие в эфир, но и новые выпуски давно существующих проектов. Весь контент отечественного производства (в том числе новости, концерты, спортивные трансляции, лотереи) занял 82% эфира семи каналов.
Эфир «Пятого канала» KVG начала анализировать только в этом году. Из сопоставимых данных по шести другим каналам следует, что объем премьер продолжает снижаться второй год подряд. В 2012 г. это на 3% меньше часов, чем в 2011 г., а в прошлом году на 1% меньше, чем годом ранее.
При этом телекомпании закупают все более дорогой контент - по оценке KVG, стоимость премьер, вышедших в эфир шести каналов в 2013 г., выросла сразу на 10,5% (на 2% в 2011 г.). Стоимость всех премьер на семи каналах в 2013 г. - 44,3 млрд руб., или $1,2 млрд. Больше половины этой суммы (58%) приходится на сериалы и фильмы, еще треть - на развлекательные программы и телешоу. Больше всех денег на премьеры тратят «Первый канал», «Россия 1» и НТВ (28, 27 и 25% соответственно).
Список 10 крупнейший компаний - производителей телеконтента по сравнению с 2012 г. мало изменился. Единственный новичок здесь - «Объединение телевизионных компаний» (ОТК) Александра Левина. Среди его проектов - сериалы «Понять. Простить», «Неравный брак», «Ты не один». ОТК попала в топ-10 телепроизводителей от KVG в результате анализа данных по «Пятому каналу», где выходит больше половины сериалов этой компании.
Лидером по объему производства премьер в российском телеэфире остается ГК «Красный квадрат» (работает с «Первым каналом»; принадлежит бывшей гражданской жене главы «Первого» Ларисе Синельщиковой и Аркадию Ротенбергу). «Красный квадрат» - один из двух крупнейших телепроизводителей, заметно увеличивших в 2013 г. объем присутствия в эфире (42%). По словам Анастасии Васильевой из KVG, у «Красного квадрата» в 2013 г. вышло много новых проектов. В 1,5 раза выросло число премьерных часов и у «Мир реалити продакшн», но у нее увеличился объем старых проектов, говорит Васильева. Итог: компания вошла в тройку крупнейших производителей. Ее блокпакет контролирует голландская Talpa Media, остальное у основателей - Владимира Уткина и Саймона Такера. Вторая компания по числу премьерных часов на российском ТВ - Comedy Club Production (работает только с ТНТ). С 2011 г. 75% группы владеет «Газпром-медиа» (куда входит ТНТ).