Один из крупнейших туроператоров - «Южный Крест» - приостановил свою деятельность

Один из крупнейших туроператоров - «Южный Крест» приостановил деятельность. Одна из причин - крах других крупных туроператоров
Клиенты «Южного Креста» оказались в сложной ситуации/ ИТАР-ТАСС

Пострадавшие. 151203

человека находилось за границей или купило туры у компаний, объявивших о невозможности выполнять свои обязательства (данные Ростуризма). Лишь у немногих клиентов, находившихся за границей в момент остановки деятельности этих турфирм, были обратные билеты

Туроператор «Южный Крест» вечером 10 сентября сообщил о приостановке своей деятельности. «Приостановка деятельности связана с сильным падением спроса на туристский продукт на фоне банкротства ряда крупнейших туроператоров», - говорится в сообщении на сайте компании.

О том, что у «Южного Креста» проблемы, стало известно еще в выходные. 6 сентября авиакомпания «Ютэйр» уведомила Ростуризм о возможной отмене рейсов по заявкам «Южного Креста», но в тот же день компаниям удалось договориться. После известия о приостановке работы «Южного Креста» «Ютэйр» сообщила об отмене всех чартерных рейсов по заявкам этого туроператора с 10 сентября.

За границей по состоянию на вечер среды находилось 5836 клиентов «Южного Креста», еще 12 000 человек купило у компании туры, говорит представитель Ростуризма Ирина Щеголькова. 1788 человек прилетело на отдых авиакомпанией «Трансаэро», она готова доставить их обратно в Россию, продолжает Щеголькова. «Ютэйр» же смогут полететь только туристы, имеющие на руках оформленные билеты, сообщила вчера авиакомпания. Ассоциации «Турпомощь» предстоит вывезти примерно 3600 человек, сообщила Ассоциация туроператоров России.

Большинство туристов находится в европейских странах, один рейс на 200 человек оттуда обходится примерно в 80 000 евро, утверждает Щеголькова. По ее словам, у «Турпомощи» хватает денег, чтобы вывезти этих клиентов. Финансовая гарантия на 100 млн руб. у «Южного Креста» оформлена в страховой компании «РЕСО-гарантия». Заместитель генерального директора страховщика Игорь Иванов, однако, предупредил: «Страховой суммы может не хватить на полные выплаты всем клиентам туроператора» (цитата по ИТАР-ТАСС). Вчера «РЕСО-гарантия» начала прием заявлений от пострадавших туристов на страховые возмещения.

Из-за сложной политико-экономической ситуации европейское направление в этом году могло потерять до четверти клиентов, объясняет топ-менеджер одной из крупных туристических компаний. Чтобы исправить положение, многие туроператоры продолжали демпинговать и довели ситуацию до критической отметки - оборотных средств стало катастрофически не хватать, продолжает он: «Случился принцип домино - банкротство одного туроператора повлекло за собой финансовые проблемы другого».

Щеголькова с таким мнением согласна. С началом проблем у крупных туроператоров принимающие стороны стали требовать предоплату - многие оказались к этому не готовы, говорит она. К тому же некоторые туроператоры не работали напрямую с авиакомпаниями, а покупали места в самолетах для своих клиентов у более крупных конкурентов, замечает Щеголькова, когда же последние оказывались банкротом, места приходилось оплачивать повторно.

В течение двух последних месяцев о приостановке своей деятельности заявило более 10 туроператоров. Первым это сделал в середине июля туроператор «Нева», из-за него пострадало более 20 000 клиентов. Следующими в очереди стали «Лабиринт», «Роза ветров мир» и несколько небольших туроператоров. В минувший понедельник о невозможности исполнять обязательства заявила петербургская компания «Солвекс-турне». В первых числах сентября премьер-министр Дмитрий Медведев поручил до 1 октября подготовить сведенный и согласованный ведомствами пакет поправок в законодательство о туризме.