Генпрокуратура попытается вернуть «Башнефть» государству

Первый заместитель генпрокурора подал иск об истребовании в пользу России принадлежащих «Системе» акций «Башнефти»
«Система» должна вернуть «Башнефть» государству, считает Генпрокуратура/ Maxim Shemetov/ Reuters

В минувшую среду первый заместитель генпрокурора Российской Федерации подал в Арбитражный суд Москвы иск к АФК «Система», ее «дочке» ЗАО «Система-инвест», «Башнефти» и ее регистратору - ОАО «Реестр» иск об истребовании акций нефтяной компании в пользу государства, сообщила Генпрокуратура. Имя истца не раскрывается. В штате Генпрокуратуры только один первый заместитель генпрокурора - Александр Буксман.

Речь идет о 81,6% обыкновенных и 20,9% привилегированных акций «Башнефти», принадлежащих «Системе» и «Система-инвесту», говорится в определении рассматривающей иск судьи Ольги Александровой. Уже на следующий день, 25 сентября, она удовлетворила ходатайство истца и наложила арест на акции нефтяной компании. Первое заседание суда по делу состоится 9 октября, говорится в определении.

Подачу иска Генпрокуратура объяснила существенными нарушениями законодательства при отчуждении башкирских предприятий ТЭКа. Распоряжение ими «произведено в нарушение процедуры приватизации государственной собственности помимо воли Российской Федерации», сказано в заявлении ведомства. Более подробные комментарии представитель Генпрокуратуры не предоставил. Представитель Росимущества от комментариев отказался. «Башнефть» и «Система» также не предоставили комментариев по существу вопроса.

На практике обычно иски об истребовании имущества в собственность государства и признании сделок недействительными подаются прокуратурой после того, как следствие сформулировало обвинительное заключение и направило его в суд, говорит управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин.

Дело против крупнейшего совладельца «Системы» Владимира Евтушенкова и бывшего бенефициара предприятий башкирского ТЭКа Урала Рахимова уже расследуется. Рахимов обвиняется в хищении и легализации акций «Башнефти», Евтушенков - в легализации средств или имущества, приобретенных другими лицами, он находится под домашним арестом.

Возможно, Генпрокуратура рассчитывает, что решение арбитражного суда добавит аргументов в более длительном уголовном процессе, допускает Щекин. Например, можно будет сослаться на то, что часть фактов уже установлена в решении арбитражного суда. Хотя чаще аргументы уголовного дела используются в гражданском процессе, оговаривается Щекин.

Юрист указывает, что исковая давность для признания сделок недействительными составляет три года с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении. То есть «Система» может доказывать, что с момента передачи «Башнефти» в республиканскую собственность у Генпрокуратуры было время узнать о нарушениях. Тем более что Счетная палата написала отчет о нарушениях при приватизации предприятий башкирского ТЭКа еще 10 лет назад. Но должно ли было знать об этом государство, решать суду, рассуждает Щекин. И здесь уже уголовное дело может превратиться в костыль, на который сможет опереться обвинение в гражданском процессе: утверждать, что только в результате расследования государство узнало о нарушениях.

Фактически же Генпрокуратура оспаривает события более чем 20-летней давности. Дело в том, что бывший президент Башкирии Муртаза Рахимов еще в 1992 г. приостановил действие указа первого президента России Бориса Ельцина, по которому в федеральной собственности должны были быть закреплены по 38% акций в 28 башкирских компаниях, включая «Башнефть», говорится в отчете Счетной палаты от 2004 г. В этом же документе аудиторы описали, как в 1994-2000 гг. эти активы были объединены в компании, принадлежащие региону, а в 2002-2003 гг. приватизированы. Сразу после публикации отчета было возбуждено уголовное дело, но тогда найти виновных не удалось.

В пятницу акции «Системы» рухнули на 20,93%, обыкновенные акции «Башнефти» подешевели на 5,09%, привилегированные - на 12,28%.

Аналитики «ВТБ капитала» в отчете отмечают, что операционная деятельность «Башнефти» вряд ли значительно пострадает. «Однако нам кажется, что, если компания в конце концов окажется частью государственной структуры, ее эффективность скорее всего ухудшится», - говорится в отчете.

Политолог Евгений Минченко отмечает, что попытки оспорить приватизацию «Башнефти» неоднократно предпринимались практически с момента ее заключения. Он думает, что на сей раз усилия государства увенчаются успехом.