Бизнес
Бесплатный
Мария Кунле
Статья опубликована в № 3694 от 13.10.2014 под заголовком: Контрабанда подешевела

Госдума одобрила в первом чтении уголовную ответственность за контрабанду

Депутаты одобрили в первом чтении введение уголовной ответственности за контрабанду табака и алкоголя, а также снижение пороговых значений размера ущерба от производства и продажи немаркированных товаров
Депутаты предлагают жестче штрафовать тех, кто везет контрабандой алкоголь и табак
Brent Lewin / Bloomberg

Госдума в пятницу приняла в первом чтении поправки, вводящие уголовную ответственность за контрабанду и оборот нелегальных табачных изделий и алкоголя. Информация об этом размещена на сайте Думы.

Поправки, разработанные группой депутатов во главе с Ириной Яровой, подразумевают внесение в Уголовный кодекс новой статьи 229.2. Она предполагает штрафы для нарушителей в размере от 300 000 до 1 млн руб. и лишение свободы до пяти лет. Также депутаты предлагают внести изменения в статью 171.1 УК РФ (производство или сбыт немаркированных товаров), которые бы увеличили штраф с 200 000 до 300 000 руб. за причинение ущерба в крупном размере и с 300 000 до 500 000 руб. - в особо крупном. Размер ущерба по обеим статьям, по законопроекту, будет определяться исходя из стоимости нелегального товара. Если она выше 100 000 руб., размер ущерба депутаты предлагают считать крупным; свыше 1 млн руб. - особо крупным. Сейчас крупным считается ущерб от 1,5 млн руб., особо крупным - от 6 млн руб.

Поправки внесены в Госдуму в мае 2014 г. с пакетом отзывов от правительства и Верховного суда. Тогда они обратили внимание, что по действующему законодательству уголовная ответственность за производство контрафактного спиртного наступает, только если его стоимость превысила 1,5 млн руб.

«Предлагаемое изменение (снижение планки крупного и особо крупного размера. - «Ведомости») неоправданно расширит сферу уголовно-правового регулирования и фактически распространит действие данной статьи на малозначительные деяния», - говорилось в отзыве правительства. Также правительство не устроило, что новая статья 229.2 УК предусматривает значительно более суровое наказание, чем за нелегальный ввоз стратегических товаров, где крупным размером признается 1 млн руб. Эти замечания учтены, но в текст проекта к первому чтению не попали; вопрос будет обсуждаться при подготовке ко второму чтению, говорит представитель соавтора проекта, депутата-единоросса Виктора Звагельского.

В багажниках легковых машин, на которые и приходится основная часть нелегального табачного трафика, можно уместить четыре короба сигарет - они как раз стоят примерно 100 000 руб., возражает на доводы ведомств представитель «БАТ Россия» Александр Лютый: «Снижение порога позволит бороться с контрабандистами». Ужесточение наказания за нелегальное производство и продажу сигарет он называет разумной мерой для борьбы с контрабандой и контрафактом на табачном рынке. С ним согласен представитель крупной алкогольной компании: «Мы давно ратуем за введение уголовной ответственности за подделку акцизных марок - с точки зрения ущерба легальным производителям и бюджету она идентична контрабанде».

В 2013 г. в России было продано 31,5 млн пачек поддельных сигарет; доля контрафактной продукции за полгода увеличилась в 2,5 раза до 0,5% рынка по итогам I квартала 2014 г., говорилось в исследовании «TNS Россия», сделанном по заказу табачных компаний. По подсчетам директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, в 2013 г. из Казахстана без уплаты акцизов было ввезено 15 млн бутылок водки, в 2014 г. - до 25 млн; ввоз из Белоруссии незначителен.

Проблема нелегального ввоза возникла из-за отсутствия таможенных границ и разбалансировки акцизов внутри Таможенного союза. Акциз на алкоголь крепостью выше 9 градусов в России - 500 руб. за 1 л безводного спирта, в Казахстане - 500 тенге (110 руб.). В Белоруссии акцизы на табак в переводе на российскую валюту варьируются от 416,6 до 833,3 руб. (1000 сигарет с фильтром), в Казахстане - 616,2 руб., в России - не менее 1040 руб.

К 2020 г. акцизы Белоруссии и Казахстана должны приблизиться к российскому уровню, допустимое отклонение не должно превышать 15%. Эту норму предполагает проект соглашения о принципах ведения налоговой политики России, Белоруссии и Казахстана.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more