Суд взыскал с «Ак барс аэро» $4,4 млн

Суд взыскал с «Ак барс аэро» $4,4 млн в пользу лизинговой компании вдобавок к миллиардным рублевым долгам. Авиакомпания рискует повторить судьбу банкротящейся АК «Татарстан», считают эксперты
В парке «Ак барс аэро» 15 Bombardier CRJ200/ akbarsaero.ru

ОАО «Ак барс аэро»

Авиаперевозчик. Совладельцы не раскрываются (3.04.2014 ОАО «Холдинговая компания «Ак барс» (97,16%) было исключено из списка аффилированных лиц). Финансовые показатели (РСБУ, 2013 г.): выручка - 3,5 млрд руб., чистая прибыль - 4,7 млн руб. Перевозки пассажиров (2013 г., данные Росавиации) - 387 892 человека.

Арбитражный суд Татарстана вчера солидарно взыскал с авиакомпании «Ак барс аэро» и холдинговой компании «Ак барс» $4,4 млн долга за лизинг пяти самолетов в пользу «Мегпай авиэйшн лизинга» (Бермудские острова). По словам представителя «Мегпай авиэйшн лизинга», это была стандартная для авиации сделка, которая структурируется через несколько компаний. Финансирующей стороной является бенефициар - Bank of Scotland, говорит он.

В 2012 г. «Мегпай авиэйшн лизинг» отдал в лизинг «Ак барс аэро» пять Bombradier на общую сумму свыше $46 млн на 120 месяцев и уже полтора года авиакомпания не вносит платежи, знает аналитик ИК «Русс-инвест» Мария Шишкина.

Первоначальный платеж был осуществлен полностью; кроме текущих платежей по договору лизинга авиакомпания регулярно делала отчисления в резервный фонд, который достиг $3,3 млн, говорится в ответе пресс-службы «Ак барс аэро». Договор предусматривает зачет отчислений в резервный фонд в погашение лизинговых платежей, сообщает авиакомпания. Между сторонами нет согласия относительно размера задолженности, сказано в письме. Об этом же говорила на суде директор юридического департамента «Ак барс аэро» Алия Кашапова, настаивавшая на «изучении суммы долга» с учетом отчислений в резервный фонд. Позицию авиакомпании поддержал на суде представитель холдинга «Ак барс».

Требовать резерв было бы уместно, если бы стороны заявили о прекращении отношений, - тогда суммы подлежали бы зачету, не согласился представитель истца.

«Если авиаперевозчик перестанет обслуживать самолет, то именно резервные средства могут быть потрачены на ремонт. Если же все условия договора лизинга соблюдаются, то сумма резервного фонда будет возвращена лизингополучателю по окончании срока договора», - объясняет руководитель аналитического департамента «Golden Hills - Капиталъ АМ» Наталья Самойлова.

В распоряжении «Ак барс аэро» 15 самолетов Bombardier CRJ200, сообщала в январе Лейсан Садыкова, работавшая тогда пресс-секретарем авиакомпании. «Ак барс аэро» брала эти самолеты, чтобы заменить устаревшие Як-40, решение было нормальное для модернизации, но они их набрали 15 штук, а хватило бы 10», - говорит менеджер другой авиакомпании на условиях анонимности. «Bombardier CRJ200 - некоммерческие самолеты, все уже от них отказались, - продолжает он. - Этот борт, если он основной, никогда не будет прибыльным, но, когда он подвозит пассажиров на дальние рейсы, его экономика срабатывает». С ним согласен гендиректор Infomost Борис Рыбак: «Bombardier CRJ200 нерентабельны в России и очень дороги в обслуживании». По его мнению, у «Ак барс аэро» недостаточно знаний и опыта, чтобы грамотно планировать флот. «Нежелание учиться - это отсутствие конкуренции [результат отсутствия], «Ак барс аэро» фактически монополист в регионе», - считает он. Рыбак и собеседник «Ведомостей» - менеджер авиакомпании полагают, что у «Ак барс аэро» велик риск повторить судьбу авиакомпании «Татарстан» (см. врез).

«Компании нечем было платить по лизинговым платежам, сейчас долги сложились не только перед лизингодателями, но и перед другими кредиторами и партнерами, - говорит исполнительный директор «Ак барс аэро» Васил Каюмов. - Операционный долг составляет сейчас 1,2 млрд руб. Долг АК «Татарстан» перед «Ак барс аэро» - еще 1,2 млрд руб. к операционному. Если раньше консолидированный пакет был у «Ак барс холдинга», то сейчас он принадлежит нескольким компаниям, входящим в холдинг. При обороте в 300 млн руб. за месяц это серьезный долг для авиакомпании».