«Роснефть» не воспользовалась опционом на 25% в проекте Point Thomson на Аляске

«Роснефть» не вошла в проект освоения газоконденсатного месторождения Point Thomson на Аляске. Она не стала использовать опцион, который получила от ExxonMobil
Business Wire

В феврале 2013 г. «Роснефть» и американская ExxonMobil подписали соглашение, которое предоставляло право российской компании приобрести 25% в проекте Point Thomson на севере Аляски. «Роснефть» посмотрит и примет решение по этому опциону до сентября 2014 г.», - говорил тогда руководитель российского подразделения ExxonMobil Гленн Уоллер (цитата по «Интерфаксу»). Представитель ExxonMobil сказал «Ведомостям», что опцион истек еще в сентябре 2013 г. Все дополнительные вопросы он адресовал «Роснефти». Ее представитель не ответил на запрос.

«Участие в проекте Point Thomson позволит получить новейшие технологии разработки газоконденсатных месторождений в тяжелых климатических условиях», - говорил президент «Роснефти» Игорь Сечин. Запасы Point Thomson (открыто в 1965 г., оператор - ExxonMobil) составляют 8 трлн куб. футов природного газа (227 млрд куб. м) и 200 млн баррелей конденсата. Это 25% доказанных запасов Северного склона Аляски. Для экспорта газа с Point Thomson и соседнего месторождения Prudhoe Bay планируется построить СПГ-завод мощностью до 18 млн т и терминал на южном побережье Аляски. «Это очень хороший проект <...> Мы очень плотно работаем с Exxon по этому вопросу», - говорил в апреле 2013 г. Сечин. Участники СПГ-проекта стоимостью $45-65 млрд кроме Exxon - Alaska Gasline Development Corporation (AGDC), TransCanada, BP и ConocoPhillips.

«Роснефть» и ExxonMobil вместе работают в Канаде, Мексиканском заливе (см. www.vedomosti.ru), в России - на Сахалине, шельфе Арктики, месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами. К 2019 г. компании планируют построить СПГ-завод на Дальнем Востоке мощностью 5 млн т. Его стоимость - $12 млрд с учетом расширения газотранспортной системы проекта «Сахалин-2». Летом ЕС и США ввели санкции против «Роснефти». Из-за них госкомпания и ExxonMobil приостановили бурение в Арктике.

Cтарший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов оценивает 25%, на которые претендовала «Роснефть», минимум в $300 млн. «Роснефть», видимо, посчитала проект слишком дорогим, думает аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин. Вряд ли она планировала значительные инвестиции в Аляску, у нее много проектов в России, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Point Thomson мог быть ей интересен с точки зрения получения опыта работы за рубежом, не исключает Кокин. Сейчас из-за низких цен на нефть конъюнктура ухудшается в первую очередь для американских СПГ-проектов, добавил Нестеров. Корнилов называет нецелесообразным присутствие «Роснефти» в дорогостоящих проектах за рубежом в нынешних условиях. На конец сентября чистый долг госкомпании составлял $45 млрд, из них $30 млрд нужно погасить в IV квартале 2014 г. и в 2015 г. Компания попросила о выделении более 2 трлн руб. из ФНБ, рассказывали чиновники.