«Аэрофлоту» рекомендовали летать на российских самолетах

Экспертный совет при правительстве рекомендует «Аэрофлоту» резко увеличить закупки самолетов Sukhoi SuperJet. Эксперты сомневаются, что у авиакомпании есть в этом потребность
Д.Гришкин/ Ведомости

Группе «Аэрофлот» необходимо синхронизировать планы по формированию флота с планами по производству гражданских самолетов «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК), в частности Sukhoi SuperJet (SSJ). Такое предложение содержится в заключении экспертного совета при правительстве под руководством Михаила Абызова (есть у «Ведомостей»). В нем говорится, что российские гражданские самолеты не смогут конкурировать на мировом рынке, не имея поддержки внутри страны. Обеспечить необходимый спрос может «Аэрофлот», который назван в заключении «ключевым звеном в реализации государственной программы развития авиационной промышленности».

ОАО «Аэрофлот» могло бы приобрести до 120-150 ближнемагистральных самолетов SSJ и проектируемых МС-21 с возможным последующим расширением объемов поставок. А компании группы могли бы приобрести еще 90-110 таких лайнеров до 2025 г. Согласно документу, целевая доля группы «Аэрофлот» в объеме поставок SSJ и МС-21 на внутрироссийский рынок в этот период составит 60-75%.

Эту идею поддержал и куратор промышленности вице-премьер Аркадий Дворкович. В минувший четверг на совещании, где обсуждалась долгосрочная программа развития «Аэрофлота», он дал соответствующее поручение. Об этом рассказал «Ведомостям» источник в экспертном совете при правительстве. «Есть поручение согласовать график поставок», - подтверждает федеральный чиновник. Источник в экспертном совете при правительстве пояснил, что речь идет о том, что «Аэрофлот» и ОАК должны обсудить и согласовать предложения по срокам и объемам поставок уже законтрактованных лайнеров. Это подтвердил и человек, близкий к одной из компаний, которые задействованы в выполнении поручения. Представитель ОАК отказался от комментариев. Представитель Дворковича отметил, что пока в долгосрочную программу развития «Аэрофлота» включены обязательства авиакомпании закупать технику в соответствии с заключенными контрактами. Однако дальше авиакомпания и ОАК должны продолжить работу по согласованию объемов поставки. Представитель «Аэрофлота» говорит, что авиакомпания «работает и будет работать в тесной кооперации с ОАК».

Директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Андрей Богинский пояснил «Ведомостям», что его министерство не принимало участия в разработке или обсуждении программы развития «Аэрофлота». Однако идею гармонизировать планы ОАК и «Аэрофлота» давно обсуждает. При этом основой должны быть именно планы авиакомпании по развитию маршрутной сети. «Естественно, мы, как Минпромторг, лоббируем отечественные самолеты. Мы хотим видеть, как будет развиваться «Аэрофлот», и в тех нишах, где российские самолеты нужны, мы готовы предложить для этих маршрутов наши самолеты вместо зарубежных», - пояснил представитель ведомства.

«Аэрофлот» уже сейчас является крупнейшим эксплуатантом SSJ. В парке компании 13 таких самолетов. Всего же «Аэрофлот» обязался купить 30 SSJ. Кроме того, компания заказала 50 МС-21 с опционом еще на 35.

Исходя из вместимости SSJ мог бы стать заменой только самолету A-319, которых не так много в парке «Аэрофлота» (семь бортов), отмечает заместитель гендиректора инвесткомпании «Регион» Анатолий Ходоровский. Причем дальность полета А-319 в 1,5 раза больше, чем у SSJ. Кроме того, отмечает Ходоровский, SSJ хоть и собирается в России, но на 75% состоит из иностранных комплектующих. Цены на них также будут расти вместе с падением курса рубля. Таким образом, этот самолет может только условно считаться замещением импорта, отмечает эксперт.