Поток иностранных туристов в Петербург в этом году сократится на 20%

Въездной туризм в Петербурге в 2014 г. сократился на 20%. Туроператоры и отели переориентируются на новые рынки, в том числе внутренний
Российские туристы заменяют иностранцев/ С. Петров/ Для Ведомостей

По данным комитета по туризму, за девять месяцев 2014 г. Петербург посетили 2,3 млн иностранных туристов. В первом полугодии турпоток сократился на 7%, с 1,45 млн до 1,35 млн. По оценке председателя комитета Инны Шалыто, к концу года спад может увеличиться до 15-20%. По данным пресс-службы ООО «Воздушные ворота Северной столицы», за 11 месяцев 2014 г. пассажиропоток аэропорта «Пулково» вырос по сравнению с прошлым годом на 11,1% до 13,3 млн человек, в основном за счет внутренних рейсов (+23%), международные перевозки выросли всего на 1,5%, а в ноябре потеряли 1,1% пассажиров. В этом году отменилось до 85% заказанных программ из Европы и Северной Америки, говорит гендиректор «Балтик трэвел компани» Людмила Кудрявцева. По оценке гендиректора турфирмы «Мир» Валерия Фридмана, в этом году в Петербург приехало на 25% меньше иностранных туристов.

Европейских и американских гостей в Four Seasons Hotel Lion Palace стало меньше, хотя раньше американский рынок для отеля был вторым по значению после российского, подтверждает его директор по PR Наталия Ермашова. По словам руководителя департамента гостиничного бизнеса JLL Дэвида Дженкинса, сильнее всего снизилась загрузка в самых дорогих отелях, в люксовом сегменте - на 7 п. п. до 49% (за 10 месяцев к тому же периоду прошлого года). В среднем ценовом сегменте она снизилась на 6 п. п. до 64%, в верхнем пределе среднего сегмента - всего на 3 п. п. до 67%. В сентябре 2013 г. из-за проведения саммита G20 отели Петербурга достигли максимальных показателей по тарифу и загрузке, напомнил Дженкинс.

Недостаток иностранных туристов был в некоторой степени восполнен россиянами, которые стали меньше выезжать за границу, говорит Дженкинс. Для Four Seasons российский рынок в 2015 г. станет основным, отель работает с регионами, участвует в выставках, рассказывает Ермашова. Также отель намерен продвигаться в странах БРИКС, отмечает она.

«Балтик трэвел компани» в этом году впервые стала работать с китайскими туристами, это очень сложный рынок, но и очень перспективный, говорит Кудрявцева. Китайцев очень интересует Петербург и они готовы тратить средства на деловую и культурную программу, причем на сувениры и дополнительные развлечения - даже больше, чем европейцы и американцы, отмечает она. По ее словам, в следующем году компания собирается удвоить объемы по китайскому направлению, на 2015 г. уже есть подтвержденные брони.

Фридман из «Мира» считает, что в 2015 г. продажи туров могут упасть на 40-50%. При скоординированных усилиях туроператоров и представителей профильных госорганов у отрасли есть шанс преодолеть трудности, если обстановка вокруг не будет сильно ухудшаться, надеется Кудрявцева.