X5: Розничные цены на продукты отстают от оптовых почти вдвое

Ритейлер раскрыл, как именно повышал цены в декабре и январе
А.Махонин/ Ведомости

После прокурорских проверок один из крупнейших ритейлеров в России, X5 Retail Group, раскрыл данные, как он повышал цены с 1 декабря 2014 г. по 26 января 2015 г. на основные продовольственные товары.

Соль пошла в рост

Кроме того, с декабря начался бурный рост оптовых цен на соль, следует из данных X5. По данным ритейлера, в опте цена поваренной соли выросла на 30%, в рознице - пока лишь на 4%. С начала текущей недели Роспотребнадзор приостановил ввоз в Россию пищевой соли украинского госпредприятия «Артемсоль» из-за несоответствий его продукции требованиям по содержанию примесей, йода и органолептическим показателям. На этого производителя приходилось 24% российского рынка соли, по данным «Руспродсоюза» за 11 месяцев 2014 г. При этом на двух крупнейших российских производителей соли - «Руссоль» и «Тырецкий рудник» - приходится 44% рынка (данные «Руспродсоюза»). «Олигопольная структура рынка» (небольшое количество участников с относительно высокими долями) создает предпосылки для нарушения антимонопольного законодательства, признала сегодня начальник Управления контроля агропромышленного комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анна Мирочиненко. ФАС России уже дважды на этом рынке выявляла картельные сговоры - в 2010 и 2013 гг.

Органы прокуратуры на прошлой неделе провели беспрецедентную трехдневную проверку ценообразования в российских продовольственных магазинах. Поручение проверить цены на основные продукты питания и механизм ценообразования после резкого разгона продовольственной инфляции дал генпрокурор Юрий Чайка.

По итогам проверки региональные органы прокуратуры заявили о многочисленных нарушениях в розничных сетях, в том числе в сфере ценообразования. Во вторник 27 января о «фактах установления необоснованной торговой наценки на продовольственные товары» в магазинах «Магнолия», «Дикси», «Магнит», «Билла», «Азбука вкуса», «Перекресток» и «Спар» заявила прокуратура Москвы.

Х5 утверждает, что рост цен в его магазинах вызван ростом отпускных цен поставщиков. «При этом рост оптовых цен опережает рост цен на полках: средний фактический рост цен на полках магазинов компании ниже, чем рост отпускных цен поставщиков на те же продукты», - говорится в материалах компании.

По данным X5, в среднем темпы роста его цен на полке вдвое ниже, чем увеличение закупочной цены. Ритейлер заявил, что снижает торговую наценку на многие товары, «чтобы удержать цены и покупателя».

Например, закупочная цена на горох выросла на 40%, тогда как розничная - на 24%, говорится в материалах X5. Для риса рост оптовых цен за два месяца составил 48%, розничных - 39%. Закупочные цены X5 на спагетти поднялись на 7%, розничные - на 3%. В пшеничной муке разрыв больше - 64% в опте и 37% на рознице, у подсолнечного масла - на 38 и 23% в закупке и рознице соответственно.

Оптовые цены на яблоки, по данным X5, за неполные два месяца выросли на 24%, в рознице - лишь на 18%. Розничная цена молока при росте оптовой цены на 12% выросла на 2%, твердый сыр подорожал в рознице на 6% при подорожании на 16% в опте, утверждает X5.

При этом розничные цены на хлеб ржаной и пшеничный сократились с начала декабря к концу января на 9 и 12% соответственно при росте цены поставки на 10% по обоим видам продукта, говорится в материалах Х5.

Подобные данные приводит и другой крупный ритейлер - группа “Дикси”. "Сеть вынуждена повышать розничные цены вслед за изменением условий поставщиками, однако делает это не симметрично и с максимальной отсрочкой”, - говорится в сообщении компании. С начала 2014 г. по начало 2015 г. основные виды продовольствия дорожали в опте в среднем на 4,6% быстрее, чем в рознице, подсчитала “Дикси”.