«Аэрофлот» отвоевывает транзит у ближневосточных авиакомпаний

Благодаря девальвации российская авиакомпания может предложить более выгодные цены, чем конкуренты
«Аэрофлот» переманивает не только пассажиров российских конкурентов, но и транзитных пассажиров у ближневосточных компаний/ А.Махонин/ Ведомости

«Аэрофлот» переманивает не только пассажиров российских конкурентов, но и транзитных пассажиров у ближневосточных компаний, так как девальвация сделала рублевые цены привлекательными. К такому выводу пришли аналитики «ВТБ капитала», говорится в их обзоре, посвященном авиакомпании.

Пассажирооборот «Аэрофлота» в январе – феврале вырос на 11% до 13,1 млн пассажиро-километров, указывают аналитики «ВТБ капитала». В то время как два других крупнейших перевозчика – «Трансаэро»и «Ютэйр» – снизили пассажирооборот на 17 и 41% соответственно, до 5,6 млн и 1,5 млн пассажиро-километров. У S7 этот показатель остался на уровне января – февраля 2014 г.: 2,6 млн пассажиро-километров. В целом пассажиропоток снизился на 9%. Доля «Аэрофлота» на рынке выросла с прошлогодних 39% до 45%. В 2015 г. доля крупнейшего перевозчика, по оценке «ВТБ капитала», увеличится с 36 до 41%.

Представитель «Аэрофлота» комментировать выводы аналитиков не стал. В компании отмечают с конца 2014 г. рост международного транзита через Москву, подтверждает источник, близкий к совету директоров. Это касается рейсов из Европы в Азию, говорит собеседник газеты. В презентации «Аэрофлота» по МСФО за 2014 г. сказано, что среди 10 самых популярных транзитных направлений через Москву были маршруты в азиатские города Пекин, Сеул, Шанхай и Ханой и европейские – Берлин, Лондон, Париж, Милан, Рим, Прага и Киев.

Рост транзитных маршрутов – тенденция не новая: «Аэрофлот» постепенно увеличивал число таких полетов. Доля международных транзитных рейсов «Аэрофлота» от общего пассажиропотока «Шереметьево» (базовый аэропорт компании) с 2012 по 2014 г. выросла с 10,6 до 11,8%. Какую часть выручки приносят «Аэрофлоту» транзитные перевозки, он не раскрывает.

«Аэрофлот»

Крупнейший в россии перевозчик
Основные Акционеры – Росимущество (51%), «Ростех» (4%), структуры «Аэрофлота» (4%). Капитализация – 41,2 млрд руб. Выручка (МСФО, 2014 г.) – $8,3 млрд. Чистый убыток – $356 млн.

Теперь на руку «Аэрофлоту» играет девальвация. По данным портала Skyscanner, билеты по маршруту Париж – Пекин на 20–27 апреля у «Аэрофлота» в основном дешевле, чем у ближневосточных перевозчиков. Исключение – Qatar Airways, которая предлагает рейс через международный аэропорт «Хамад» в Дохе за $640. Цена «Аэрофлота» – $660–762 – ниже, чем у других ближневосточных перевозчиков. Ближайший преследователь – Emirates – предлагает рейс через Дубай за $779. Но лучшее предложение – у Swiss (входит в группу Lufthansa). За перелет через Цюрих компания просит $509. По маршруту Берлин – Сеул на те же даты «Аэрофлот» предлагает самую низкую цену из всех представленных – $777, на втором месте – Turkish Airways.

«Аэрофлот» стал более конкурентоспособным на транзитных направлениях из-за того, что его рублевые расходы в пересчете на валюту снизились, говорил в начале марта гендиректор Lufthansa German Airlines Карл Ульрих Гарнадт. Но он отметил, что за топливо и аэропортовое обслуживание за границей авиакомпания по-прежнему платит в валюте. «В целом, я полагаю, они улучшили свое конкурентное преимущество, и теперь благодаря выгодному курсу продажа билетов в Европе или Китае в местной валюте стала для них более доходной», – сказал он. Получить оперативные комментарии представителей flydubai, Emirates, Qatar Airways и Etihad не удалось.

Аналитики «ВТБ капитала» предполагают, что в 2015 г. выручка «Аэрофлота» упадет на 17% до $7 млрд при условии роста тарифов в рублях на 5% на внутренних линиях и на 15% на международных линиях. Если рост будет таким, то в долларовом эквиваленте он будет означать снижение тарифов год к году соответственно на 30 и 23%.