Вагоны просят господдержки

ГТЛК готова выкупить у лизинговых компаний вагоны, за которые не платят операторы
ГТЛК готова выкупить вагоны, за которые не платят операторы/ А.Гордеев/ Ведомости

ГТЛК предлагает выкупить у лизинговых компаний вагоны производства 2011–2015 гг., за которые перестали платить железнодорожные операторы, следует из письма гендиректора ГТЛК Сергея Храмагина заместителю министра транспорта Алексею Цыденову (копия письма есть у «Ведомостей»). Но для этого госкомпании нужна поддержка федерального бюджета, уточняет Храмагин, – выкуп инфраструктурных облигаций ГТЛК через механизм ОФЗ.

Сколько вагонов ГТЛК готова выкупить и какую сумму на это потратить, в письме не указано. Источник, близкий к ГТЛК, говорит, что лизинговая компания рассматривает вариант передачи выкупленных вагонов Федеральной грузовой компании (принадлежит РЖД). Есть, по его словам, и другой вариант: вагонами могут управлять операторы – нынешние арендаторы вагонов.

Представитель лизинговой компании подтвердил факт отправки письма, но уточнять подробности не стал. Он сказал лишь, что «это список наших идей», которые будут детально прорабатываться после того, как Минтранс примет то или иное решение.

Представитель Минтранса на вопросы «Ведомостей» не ответил.

В этом году проблема неплатежей операторов по договорам лизинга стала для лизинговых компаний критической – особенно для «ВЭБ лизинга», «ВТБ лизинга» и «Сбербанк лизинга», рассказывает собеседник «Ведомостей», близкий к одному из операторов. Дело дошло до того, что «ВЭБ лизинг» предложил передать все вагоны, за которые операторы не платят, РЖД и ее структурам. А для ГТЛК лизинг грузовых вагонов – основной вид бизнеса: на них приходилось 66% всего ее портфеля на конец сентября 2012 г., говорится в материалах компании (весь портфель составлял 90,6 млрд руб.; более свежих данных нет). Количество вагонов, за которые операторы перестали платить, достигает 70 000, оценивает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров, это примерно 6% всех вагонов на сети (см. график). Если ГТЛК намерена скупить все эти вагоны, ей нужно около 100 млрд руб., полагает он.

Долги к долгам

47,9 млрд руб. составляла кредиторская задолженность самой ГТЛК на 30 сентября 2014 г. Еще 19,1 млрд руб. компания была должна держателям облигаций, и 8,2 млрд руб. составляли ее обязательства по финансовой аренде

Вмешательство ГТЛК решит проблемы частных лизинговых компаний, но не проблему неплатежей, говорит сотрудник другой операторской компании. Та же самая история может повториться, но теперь уже с ГТЛК, предупреждает он.

Если правительство решит за счет госбюджета избавить частные лизинговые компании от проблем, переложив их на ГТЛК, это будет, по сути, национализация убытков, рассуждает сотрудник компании-грузоотправителя. Правильнее было бы, на его взгляд, допустить банкротство нескольких лизинговых компаний, «иначе никто никогда не научится управлять рисками».

Вагоны у лизинговых компаний готовы выкупить и операторы. Например, такую возможность не исключил гендиректор Первой грузовой компании (принадлежит Владимиру Лисину) Олег Букин. Ее рассматривают все железнодорожные операторы – это выгоднее, чем покупать новые вагоны, констатирует сотрудник еще одной компании – железнодорожного оператора.

Сейчас правительство использует ОФЗ для докапитализации ключевых банков. Размер этой программы первоначально составлял 1 трлн руб. Деньги предоставляются банкам в субординированные займы со сроком погашения не менее 50 лет. Правительство согласовало список из 27 банков, которые получат поддержку через ОФЗ, на это предусмотрено 830 млрд руб. Еще 170 млрд руб. предполагалось направить на экстренную поддержку банков в 2015 г., но в итоге решили, что большая часть этой суммы – 100 млрд руб. – пойдет на поддержку Объединенной авиастроительной корпорации.