Nokian Tyres сыграла на слабом рубле

Обвал продаж в России компания смогла компенсировать ростом поставок в другие страны
Девальвация рубля привела почти к двукратному падению продаж шин Nokian Tyres в России/ ТАСС

Российские продажи финской Nokian Tyres в I квартале по сравнению с прошлым годом упали на 45,5% – со 140,7 млн до 76,8 млн евро, а их доля в общих продажах концерна – на 17,7 п. п. до 27,3%, объявила компания. Общая выручка сократилась не так драматично – на 9,8% с 311,0 млн до 281,3 млн евро. В большей степени негативное влияние оказали волатильность курса рубля и задержка старта продаж зимних шин в России, приводятся в релизе Nokian объяснения президента и гендиректора Ари Лехторанты. «Но в то время когда снизился рынок в России и странах СНГ, мы смогли увеличить долю рынка, продажи и их рентабельность на остальных рынках», – подчеркивает Лехторанта.

Объем производства и продаж в физическом выражении Nokian не раскрывает. Известно лишь, что производство в I квартале снизилось на 12%, а продажи легковых шин в России – на 20% по сравнению с падением в 3–5% в 2014 г.

80% производства Nokian приходится на завод в Ленинградской области, остальное – на предприятие в Финляндии. В I квартале Nokian экспортировала 54% шин, выпущенных в России. «Это поддержало уровень маржинальности, так как производственные затраты рассчитываются в основном в российских рублях, а продажи – в основном в евро», – говорится в сообщении. Это позволило удержать операционную рентабельность на приемлемом уровне в 17,2%, отмечает Лехторанта. Сильнее всего Nokian увеличила продажи в США (см. график).

Инвесторам результаты Nokian понравились: в пятницу акции компании на бирже в Хельсинки поднялись в цене на 9,1%.

Планирует развивать экспорт шин из России и итальянская Pirelli, которая вместе с «Ростехом» владеет шинными заводами в Воронеже и Кирове: в 2015 г. поставки могут вырасти в 4 раза до 2 млн шт., говорил в апрельском интервью «Ведомостям» председатель, исполнительный директор Pirelli & C. S.p.A Марко Тронкетти Провера. «Для роста экспорта есть две причины. Девальвация рубля помогает с точки зрения прибыльности. Замедление производства автомобилей высвобождает продукцию, которую мы экспортируем в Европу», – объяснял он. В 2014 г. при мощности российских заводов 8 млн шин в год компания продала в стране 7 млн шт. (выпуск не раскрывался) и около 0,5 млн шт. отправила на экспорт, говорил Провера. По его словам, компания планирует в 2015 г. сохранить полную загрузку заводов в России. Представитель Pirelli на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Представители других шинных концернов – «Нижнекамскшины», «Кордианта», Michelin, Yokohama, Continental – на вопросы «Ведомостей» не ответили. Экспорт новых автомобильных шин в I квартале вырос на 27%, по данным Федеральной таможенной службы.

В России сейчас не лучшее время для шинников: продажи новых машин в I квартале упали на 36% в сравнении с 2014 г., отмечает Nokian. И даже несмотря на то, что нефть дорожает, а рубль укрепляется, фундаментально российская экономика слаба и дополнительные риски, ослабляющие ее, – украинский конфликт, а также санкции ЕС и США – никуда не исчезли, отмечает Nokian. В 2014 г. общие продажи шин в России упали на 12–15%, а в 2015 г. могут сократиться на 15–20%, писало корпоративное издание «Татнефти» – «Нефтяная газета» со ссылкой на Анвара Вахитова, директора УК «Татнефть-нефтехим» (управляет «Нижнекамскшиной»). В условиях низкой покупательной способности потребители часто переходят на более дешевые шины или увеличивают срок эксплуатации покрышек, который в обычной ситуации составляет 3–4 года, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Nokian «будет стремиться опережать рост рынка в России в 2015 г., но в текущей рыночной ситуации это означает снижение объема продаж на падающем рынке», говорится в ее сообщении.