Бизнес
Бесплатный
Наталья Ищенко
Статья опубликована в № 3829 от 13.05.2015 под заголовком: Розница решила чтить кодекс

Розничные сети не смогут ограничивать поставщиков

Введение моратория на повышение цен от поставщика – это недобросовестная практика, решила отраслевая комиссия
Решение комиссии не скажется в среднем на ценах в рознице, считают эксперты
М. Стулов / Ведомости

Весной 2014 г. крупнейшие розничные сети и их поставщики условились, что вместе с договором поставки будут подписывать соглашение, обязывающее их следовать кодексу добросовестных практик (КДП). Под кодексом подписались Ассоциация компаний розничной торговли (в нее входят «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», Metro, «Дикси», «Лента», «О’кей» и др.) и ассоциации их крупнейших поставщиков.

С тех пор комиссия по применению кодекса вынесла несколько решений. Одно из наиболее заметных для торговли – сокращение сроков рассмотрения запросов поставщиков о повышении цен с 45 дней до 14 дней. На такой шаг сети и поставщики пошли в конце 2014 г. после резкой девальвации рубля, разгона инфляции (см. таблицу) и скачка ключевой ставки Центрального банка.

Сейчас поставщикам продукции и крупнейшей рознице, похоже, удалось добиться еще одного важного решения. На последнем заседании комиссии по применению кодекса ее члены – среди них представители Ассоциации компаний розничной торговли, отраслевых объединений «Союзмолоко», «Руспродсоюз», PepsiCo, а также Торгово-промышленной палаты – постановили: включение в договор поставки пунктов, ограничивающих возможности или вводящих ограничения или моратории для поставщика или торговой сети направлять контрагенту предложения по изменению условий договора, противоречит кодексу. Соответствующее решение содержится в протоколе заседания комиссии от 24 апреля (копия решения, которое будет опубликовано сегодня, есть у «Ведомостей», содержание документа подтвердили два члена комиссии).

Сейчас некоторые розничные сети вводят мораторий на изменение отпускных цен, утверждает гендиректор компании «Молочный мир» Андрей Жилкин: «Такие моратории вызвали многочисленные конфликты между контрагентами в период девальвации рубля». Такая практика недобросовестна, так как подразумевает вмешательство в коммерческую деятельность контрагентов и конкурентов, говорится в материалах комиссии.

Кроме того, если ритейлер или поставщик недостаточно эффективно управляет рисками и перекладывает собственные предпринимательские риски на контрагента, часто меняя условия договора, это также противоречит кодексу, считает комиссия: КДП предполагает предсказуемость для контрагента определения торговых условий в договорах.

Решение комиссии обязательно для всех торговых сетей, которые присоединились к КДП, говорит директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков: «И они будут должны скорректировать договоры поставки, исходя из последнего решения комиссии».

А вот рисков, что поставщики решат пересматривать цены слишком часто, нет, продолжает Востриков: «Если цена на товар постоянно растет, то резко падают продажи, в чем ни торговые сети, ни поставщики не заинтересованы». Есть и еще одно ограничение для поставщиков, указывает он: комиссия решила, что если поставщик просит пересмотреть цены несколько раз в течение 45 дней после отправки первого уведомления, то ритейлер рассматривает только последнее.

Подобные проблемы свойственны скорее небольшим региональным сетям, но есть прецеденты и в крупной рознице, говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Решение комиссии основывалось прежде всего на том, что такая практика сетей хотя и не нарушает напрямую закона о торговле, но, по сути, ограничивает конкуренцию, рассуждает он: «Не ясно, почему поставщик не может обращаться в сети с предложением изменить цену».

Ограничения по частоте заявок от поставщика применяют немногие ритейлеры, но среди них есть и крупные игроки с большим количеством поставщиков, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

На розничной цене в среднем на рынке решение комиссии сказаться не должно, говорит Бурмистров: «Все-таки большая часть сетей такую практику не использует, а инфляция начала замедляться».

По словам двух представителей компаний-производителей, ограничения на частоту запросов изменения цен наиболее распространены в деловой практике третьего и пятого по обороту ритейлеров в России – «Ашана» и Metro Cash & Carry соответственно.

Пресс-служба «Ашана» не смогла ответить на вопросы о решениях комиссии. По словам Оксаны Токаревой из Metro Cash & Carry, компания не ограничивает частоту изменения цен поставщиков.

В типовом договоре поставки, опубликованном на сайте X5 Retail Group, сказано, что поставщик обязуется не увеличивать согласованные цены чаще одного раза в квартал. В аналогичном документе на сайте «Магнита» говорится: «Согласованные цены могут быть изменены в сторону увеличения не чаще одного раза в месяц». Представители обеих компаний не были доступны для прессы, так что непонятно, актуальны ли эти пункты договоров.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать