Бизнес
Бесплатный
Маргарита Лютова|Елизавета Базанова
Статья опубликована в № 3843 от 02.06.2015 под заголовком: На развитие дорог денег не хватит

Плата с тяжелых фур может не дойти до дорог

Правительство может снизить ее так сильно, что хватит только на расчеты с оператором новой системы – структурой Игоря Ротенберга

На вчерашнем совещании о неналоговых платежах премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал предпринимателей и поручил чиновникам до 2019 г. снизить плату для тяжелых фур, рассказали два участника совещания и два чиновника, знакомых с его итогами (о других платежах см. статью на стр. 04). Минэкономразвития предложило почти шестикратное снижение, следует из материалов к совещанию.

С 15 ноября этого года фуры массой свыше 12 т должны будут платить за проезд по всем федеральным трассам. В конце мая Медведев утвердил тариф – 3,73 руб./км. Для сбора денег создается специальная система. Ее оператор – назначенная правительством без конкурса «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС), которой в равных долях владеют инвестфонд «РТ-инвест» и сын бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорь.

Все собранные с фур деньги РТИТС будет перечислять в дорожный фонд. При тарифе в 3,73 руб. Росавтодор прогнозировал поступления в 50 млрд руб. в год. За счет этих денег Росавтодор и оплатит работу оператора – по концессионному соглашению РТИТС ежегодно будет получать из бюджета по 10,6 млрд руб. А остальные сборы с фур предполагалось направить на ремонт и строительство дорог. Средства можно было бы использовать и на решение дорожных проблем в регионах, говорил министр транспорта Максим Соколов.

Мука и молоко в безопасности

Росавтодор и РТИТС оценивали инфляционный эффект намного оптимистичнее. Так, стоимость одного пакета молока при доставке на 100 км вырастает на 0,03%, а пачки муки – на 0,07%.

Но теперь на дороги может не хватить. Минэкономразвития в материалах к совещанию указало, что плата для фур увеличит стоимость перевозок на 5–20%, а тарифы и так с прошлого года выросли на 10–15%. Следом подорожают и потребительские товары – на 2–5%, подсчитало Минэкономразвития (см. врез). Чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес и не разгонять инфляцию, министерство предложило до 2019 г. установить минимально возможный тариф – 64 коп./км. Ровно столько требуется, чтобы ежегодно рассчитываться с РТИТС, сказано в материалах Минэкономразвития к совещанию. Это подтверждают и два чиновника, курирующих инфраструктуру.

На совещании Медведев на словах поддержал тариф в 64 коп. до 1 января 2019 г., рассказали один из его участников и два чиновника, знакомых с итогами.

Но окончательного решения нет, подчеркивают собеседники «Ведомостей». За две недели чиновники должны определиться с оптимальным размером ставки, уточняет еще один участник совещания. Итоговое поручение скорее всего будет компромиссным, знают собеседники «Ведомостей»: представить предложения с учетом позиции Минэкономразвития.

Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев, его коллега из Минтранса переадресовал вопросы в правительство, а пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова позицию премьера комментировать не стала.

Вряд ли тариф в итоге будет настолько низким, рассуждает человек, участвовавший в разработке системы взимания платы. Если утвердить 64 коп. даже на переходный период, получится, что система в первые три года будет работать в ноль. Может быть, имеет смысл поставить 64 коп. на первый год, а потом постепенно увеличить тариф, продолжает он. Система задумывалась как способ компенсировать тот вред, который наносят дорогам тяжелые фуры. А если дополнительных поступлений не будет в первые три года, меру будет сложно оправдать, заключает собеседник «Ведомостей»: платежи перевозчиков хоть и незначительно, но вырастут, а на дорогах это никак не отразится, но и обнулить плату нельзя – надо исполнять обязательства государства.

Представитель Росавтодора на запрос не ответил. Его коллега из РТИТС от комментариев отказался.