Статья опубликована в № 3873 от 15.07.2015 под заголовком: РЖД оценила профицит

Избыток вагонов обошелся РЖД в 14 млрд рублей

Дополнительные расходы монополия компенсировала благодаря повышению тарифов на экспортные грузы
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

РЖД впервые раскрыла, как выросли ее расходы из-за избытка вагонов на сети. Профицит парка вагонов на сети увеличил расходы РЖД в 2014 г. на 14 млрд руб., говорится в годовом отчете монополии. Всего расходы РЖД в 2014 г. были 1,3 трлн руб. (они увеличились в сравнении с 2013 г. на 1,9%). «Лишние» вагоны снижают эффективность использования путей и локомотивов, что и приводит к дополнительным тратам, объяснил представитель РЖД.

Эффективность использования путей определяется участковой скоростью (скорость движения между станциями, где обрабатываются транзитные грузы), производительностью локомотива (сколько тонно-километров приходится на один локомотив) и оборотом вагона. Каждый из этих показателей в 2014 г. снизился, следует из отчета РЖД. Например, оборот вагона – на 0,5% до 17 суток. Средняя скорость на сети РЖД в прошлом году была 325 км/сутки. Но сравнивать ее с показателем 2013 г. нельзя – монополия изменила методику расчета.

В 2014 г. на путях РЖД в среднем находилось 339 000 вагонов в сутки, из них 215 000 не использовались в перевозке, констатирует монополия в своем отчете. РЖД отмечает, что рост числа вагонов произошел за счет увеличения количества парка частных владельцев – на 31 800, парк же самой монополии, наоборот, сократился на 10 700 вагонов. Всего, по данным РЖД, количество вагонов на сети в 2014 г. выросло на 1,2% до 1,22 млн (см. график). Из них 17% были не задействованы в перевозке или неисправны, подсчитали специалисты «Infoline-аналитики». В 2013 г. профицит был даже больше – 19,2% от общего парка, но финансовое состояние РЖД было лучше. В 2014 г. выручка РЖД выросла на 1,8% до 1,4 трлн руб., но монополия ушла в минус – чистый убыток составил 44,1 млрд руб.

По данным «Infoline-аналитики», за первые шесть месяцев этого года доля лишних вагонов на сети выросла до 21% от общего числа вагонов. Правда, с конца прошлого года общий парк сократился на 1,7% до 1,2 млн вагонов из-за массового списания вагонов, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сокращение профицита поможет сбалансировать рынок вагонов и может привести к росту ставки аренды вагонов, отмечает он. Сейчас ставка аренды вагонов на исторических минимумах – около 350 руб./сутки. По прогнозам Бурмистрова, рост ставки возможен не раньше следующего года.

РЖД в прошлом году частично компенсировала затраты на обслуживание разросшегося парка. Монополия заработала дополнительные 12,2 млрд руб. выручки, воспользовавшись правом менять тариф на определенные виды грузов в пределах установленных границ (повышать стоимость перевозки до 13,4% и снижать на 12,8%). Большую часть прибавки обеспечили поступления от роста тарифов на экспорт нефтяных грузов с августа прошлого года – 7,1 млрд руб. В декабре 2014 г. РЖД повысила стоимость перевозки всех экспортных грузов на 13,4%, но в январе дала скидку: на перевозку энергетического угля (тариф был повышен только на 1,3% от обычного). В 2015 г. монополия рассчитывает заработать на повышении экспортных тарифов 29 млрд руб., говорил источник «Ведомостей», близкий к монополии. Представитель монополии не раскрывает планы по доходам от индексации тарифа на экспорт.

В этом году РЖД получит больше дополнительных доходов от собственников «лишних» вагонов – ФСТ ввела плату за простой вагонов на инфраструктуре РЖД с 7 июня (она может достигать 200 руб. за вагон в сутки при средней ставке аренды вагона 350 руб. в сутки). Сколько на этом заработает монополия, непонятно. Говорить о технологических и финансовых результатах принятых мер еще рано, говорит представитель РЖД.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more