Минэнерго предупредило о дефиците бензина в 2016 году

Чтобы избежать роста цен, министерство не исключает продления действия регламента «Евро-4»
Нефтеперерабатывающие заводы уже давно переходят на выпуск топлива более высокого качества/ А. Гордеев/ Ведомости

Весной чиновники обсуждали возможность продления «Евро-4» еще на год из-за угрозы дефицита. Это предлагало Минэнерго из-за «Роснефти», следовало из презентации министерства (копия есть у «Ведомостей»). Компания сдвинула сроки ввода семи из 13 установок, в итоге прогнозное производство бензина «Евро-5» снижается на 3,3 млн т, говорилось в документе. Летом на совещании у Дворковича было принято решение не продлевать срок оборота топлива 4-го класса. Нефтяники, в том числе «Роснефть», заверили, что дефицита не будет, и взяли на себя обязательства поставить необходимый объем топлива на внутренний рынок. В «Роснефти» не считают критичным возможное незначительное изменение параметров реформы: в ряде ключевых промышленно развитых стран мира нет и не ожидается в 2016 г. введения ограничений на оборот топлив экологического класса «Евро-4», сказал вчера представитель госкомпании.

После перехода с 2016 г. на оборот топлива класса «Евро-5» рынок недополучит около 2–4 млн т бензина, сказал сегодня министр энергетики Александр Новак. «Мы видим некоторые риски того, что у нас некоторые объемы, примерно 2–4 млн т, будут находиться под вопросом при поставках на рынок, при балансировке внутреннего рынка. Поэтому возможно, что мы сохраним оборот «Евро-4», чтобы не допустить риска дефицита топлива», – сказал он (цитата по «Интерфаксу»). Новак отметил, что вопрос продления продаж «Евро-4» на внутреннем рынке остается дискуссионным. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича не смог прокомментировать, сказав, что вице-премьер находится в отпуске.

Нефтеперерабатывающие заводы уже давно переходят на выпуск топлива более высокого качества. В 2011 г. с каждой нефтяной компанией ФАС, Ростехнадзор и Росстандарт подписали соглашения. В этих документах содержатся графики ввода различных установок на НПЗ, повышающих качество топлива. Модернизация должна завершиться в 2020 г. В 2011 г. «Евро-2» было запрещено к обороту. Но в стране возник дефицит нефтепродуктов и выросли цена на них, так как многие НПЗ опаздывали со сроками модернизации. В результате оборот «Евро-2» продлили еще до конца 2012 г. С января 2015 г. запрещено продавать нефтепродукты «Евро-3», а с 2016 г. запрет должен коснутся и «Евро-4». По данным Минэнерго, в 2015 г. потребление бензина составит 35,7 млн т, а производство – 36,8 млн т (28,2 «Евро-5» + 8,6 «Евро-4»).

В любом случае производство «Евро-4» сохранится, но будет введен дифференциал между ним и «Евро-5». «Евро-4» может поставляться на экспорт, а также использоваться для специальных нужд, в том числе для Минобороны и других государственных нужд, поэтому надо сохранять позицию по другим классам и иметь четкий ориентир по акцизам», – пояснял ранее Дворкович (цитата по «Интерфаксу»).

Против полного перехода на «Евро-5» с 2016 г. выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Мониторинг исполнения четырехсторонних соглашений по модернизации НПЗ показывает, что есть риски недопроизводства бензина евро-5 в следующем году, сказал вчера начальник управления Дмитрий Махонин. Выпадение даже несущественных объемов из-за аварии на Ачинском НПЗ («Роснефть») в прошлом году повлияло на цену, напомнил он. В 2014 г. завод снизил производство бензина в два раза до 663 200 т (данные ЦДУ ТЭК). Выпадение даже 2 млн т – существенный объем для рынка, говорит директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. По его словам, спрос на бензин в стране не снижается: «Это заметно по текущем динамике цен на бирже – они бьют исторические рекорды». По его мнению, не спасет ситуацию и белорусский бензин. В следующем году условия поставок нефтепродуктов для белорусов на российский рынок ухудшатся из-за налогового маневра, отмечает Турукалов. В этом году Минск значительно снизил поставки топлива, так как в России цены были ниже экспортного паритета. «Целесообразно продлить оборот бензина класса 4 как минимум на год, чтобы за это время основная часть НПЗ завершила модернизацию и у российского рынка появился хоть какой-то запас прочности», – резюмировал Турукалов.