Украина прекращает воздушное сообщение с Россией

Под запрет летать на Украину с 25 октября подпадают все российские авиакомпании
«Ютэйр» не удастся заработать на возможности летать на Украину/ А. Гордеев/ Ведомости

Транзитные полеты через территорию Украины разрешены – ничего не меняется, уточнила пресс-секретарь мининфраструктуры Кристина Николаева. С августа 2014 г. транзит был запрещен «Аэрофлоту» и «Трансаэро».

«Ютэйр» планирует увеличить количество рейсов на Украину. Мы пока изучаем этот вопрос, конкретных дат и количества рейсов назвать не могу», – говорил в конце сентября гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов (цитата по ТАСС). «Ютэйр» оказалась единственным крупным российским перевозчиком, который не попал под запрет Госавиаслужбы Украины, закрывшей полеты в страну российским авиакомпаниям.

Но вчера авиавласти Украины устранили этот недочет. Госавиаслужба Украины решила полностью прекратить воздушное сообщение между странами с 25 октября. Мера будет применена ко всем российским авиакомпаниям, сообщила вчера пресс-служба министерства инфраструктуры Украины. Официальное уведомление о запрете от авиационных властей Украины получено, говорит представитель Минтранса. Представитель «Ютэйр» от комментариев отказался.

Украина решила прекратить воздушное сообщение, потому что Росавиация не объяснила причин запрета украинским авиакомпаниям летать в Россию, говорится в сообщении мининфраструктуры. 25 сентября министерство сообщало, что госавиаслужба запрещает 25 российским авиакомпаниям летать в города Украины с 25 октября (начало зимнего расписания). В этом списке не было «Ютэйр». В зимнем расписании у авиакомпании было семь прямых рейсов Москва – Львов и 14 рейсов Москва – Киев в неделю. Росавиация 28 сентября сообщила, что в качестве ответа запрещает всем украинским авиакомпаниям летать в Россию также с 25 октября. Украинский премьер Арсений Яценюк объяснял на заседании кабинета министров, что российские перевозчики попали под санкции потому, что летали в Крым после присоединения его к России и тем самым нарушили воздушное пространство Украины. Ответные санкции он счел необоснованными. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков еще в сентябре предлагал запретить полеты на Украину и «Ютэйр» тоже: «Чтобы тут не получилось, что всех выгнали, а они остались – компания 100%-но российская» (цитата по «Интерфаксу»).

Оценка министра

При объеме рынка авиаперевозок между Россией и Украиной примерно 100 000 человек в месяц, значит, порядка миллиона в год, и средней цене билета на рейс в Киев из Москвы в 7000–8000 руб. общие потери российских и украинских перевозчиков от санкций составят 7–8 млрд руб. по году, подсчитывал в интервью «России 24» министр транспорта Максим Соколов.

С конца октября по конец марта выручка «Ютэйр» только на направлении Москва – Киев была бы, по примерной оценке, 1,3–1,5 млрд руб. (при эксплуатации Boeing 737-400 и Boeing 737-800 и 80%-ной загрузке), оценивает директор по коммуникациям билетного агентства Andgo.travel Константин Парфененок. Для сравнения: выручка «Ютэйр» в первом полугодии была 21,9 млрд руб.

Не попали под первый запрет и «Саратовские авиалинии». Они получили допуск на полеты по направлению Москва – Киев с 25 октября дважды в неделю, напоминает Парфененок. Пресс-служба «Саратовских авиалиний» на запрос не ответила.

За восемь месяцев пассажиропоток между Россией и Украиной составил около 800 000 человек, сообщала ранее Росавиация, причем, по данным российских авиакомпаний, 70% из них – это граждане Украины. По сведениям Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, российские авиакомпании за восемь месяцев перевезли между двумя странами около 600 000 человек.

От запрета выиграют авиакомпании соседних стран, говорят Парфененок и PR-директор Aviasales.ru Янис Дзенис. «В понедельник латвийская Air Baltic и польская LOT разослали клиентам напоминание, что у них есть стыковки в Риге и Варшаве для полетов между Москвой и Киевом», – рассказывает Дзенис. Такое же письмо разослала белорусская «Белавиа», сообщил Парфененок. Но большинство частных путешественников предпочтут поезд или автомобиль и только бизнес-туристы, для которых время критично, выберут авиаперелеты, считает Дзенис. «Думаю, на стыковочные рейсы через Минск, Ригу и Варшаву уйдет не более 30% пассажиропотока между Россией и Украиной», – прогнозирует Дзенис. Сейчас полет Москва – Киев через Минск или Ригу занимает около 4 часов и стоит примерно столько же, сколько прямой (7000–8000 руб. туда-обратно при раннем бронировании, 13 000–14 000 руб. при покупке незадолго до путешествия), но вполне вероятно, что цены вырастут после того, как прямые рейсы будут запрещены, добавляет Дзенис.