Группа S7 может купить авиакомпанию в Европе

Но попасть на рынок Европы трудно: активы дороги, а привлечь средства на приемлемых условиях непросто
Европейский перевозчик может быть нужен для получения в Европе пятой свободы воздуха/ М. Стулов/ Ведомости

Мы присматриваемся к европейским авиаперевозчикам, у нас профессиональная и хорошая команда управленцев. Смотрим актив в Европе, но недалеко от России», – сказала председатель совета директоров группы компаний S7 Наталья Филева (цитата по «Интерфаксу»). Представитель авиакомпании «Сибирь» (бренд S7, входит в группу) обсуждать детали отказался.

Европейский перевозчик может быть нужен для получения в Европе пятой свободы воздуха – сейчас российские авиакомпании могут летать в Европу только из российских городов и в рамках межправительственных соглашений, говорит аналитик Раффайзенбанка Константин Юминов. В России увеличивается давление со стороны «Аэрофлота»: его доля на рынке после ухода «Трансаэро» (см. статью на стр. 13) вырастет. По оценке министра транспорта Максима Соколова, она, впрочем, не превысит 50%. В Европе конкуренция тоже высока, есть несколько крупных групп, каждая из которых имеет лоукостеры, но европейская экономика восстанавливается, растет доходность с пассажира в евро, отмечает Юминов. У «Аэрофлота», например, в первом полугодии уровень рублевой доходности с пассажира вырос на 12%, добавляет он.

Делят маршруты

S7 подала в межведомственную комиссию Минтранса заявки на 24 международных направления, права на которые принадлежат «Трансаэро», среди них Алма-Ата, Астана, Лондон, Париж, Милан, Рим, Барселона, Прага, сообщила пресс-служба авиакомпании. О намерениях получить часть направлений «Трансаэро» рассказывал гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. Заявки на 12 рейсов подали «Уральские авиалинии» и на 56 – «Аэрофлот», сообщает ТАСС.

«Если группа S7 планирует агрессивную экспансию, то логичнее было бы искать объект для поглощения в Азии, где перевозки растут быстрее. Европейский рынок сильно консолидирован, высококонкурентен и не очень стабилен – бизнес растет не у всех игроков», – говорит партнер Strikitsa Consulting Валентина Каледина.

Национальные регуляторы защищают европейский рынок от поглощений извне, чтобы не допустить чрезмерной конкуренции со стороны иностранных компаний. В свое время «Аэрофлот» в том числе поэтому отказался от покупки Czech Airlines, говорит Юминов. В 2015 г. Etihad купила миноритарные доли в перевозчиках Alitalia, Air Berlin, Air Serbia, соглашается Каледина. Но есть исключения: правительство Португалии продало 66% национального перевозчика TAP инвестору из Бразилии, по некоторым данным, за $400 млн, добавляет она.

К падению рынка авиаперевозок в России S7 подошла хорошо подготовленной, продолжает Юминов: низкая долговая нагрузка, сбалансированная маршрутная сеть, возрастной, но не старый флот (45 самолетов среднего возраста девять лет на конец 2014 г.), что означает низкие издержки при эксплуатации и при этом более низкие платежи по операционному лизингу, отмечает Юминов. Но если для покупки группе потребуется заемное финансирование, то пойдут на это скорее всего только госбанки, так как банки сейчас очень осторожно подходят к финансированию авиасектора, добавляет он.

Авиакомпания «Сибирь»

Акционеры: ЗАО «Группа компаний C7» (99,95% этой компании принадлежит супругам Наталье и Владиславу Филевым). Выручка (РСБУ, 2014 г.) – 70,7 млрд руб. Чистая прибыль – 869 млн руб.

В группу S7 помимо «Сибири» (перевезла 5,5 млн пассажиров в январе – августе) также входит авиакомпания «Глобус» (1,6 млн пассажиров). Консолидированные показатели группы не раскрываются, суммарно две авиакомпании имели в 2014 г. 1,4 млрд руб. чистой прибыли по РСБУ (данные «СПАРК-Интерфакса»). При этом «Сибирь» на конец прошлого года была должна банкам всего 6,8 млрд руб.