«Роснефть» заплатит «Звезде» 23 млрд рублей

В такую сумму обойдутся нефтяной компании первые два судна-снабженца для работы в северных морях
Производство на «Звезде» начнется только в 2016 г./ Юрий Смитюк / ТАСС

Два многофункциональных судна снабжения усиленного ледового класса обойдутся «Роснефти» в 11,5 млрд руб. каждое, срок их поставки – до 30 июня 2019 г., сообщила «Роснефть» 23 ноября. Закупка классифицируется госкомпанией как внутригрупповая, закупочная комиссия определяла не поставщика – им будет Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), – а только условия контракта с ним, следует из протокола.

75% минус 2 акции ДЦСС принадлежат компании «Современные технологии судостроения» (в ней по 50% у «Роснефти» и Газпромбанка), 25% плюс 2 акции – у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). ДЦСС по указу президента строит в Приморском крае судостроительный комплекс «Звезда», лишь первая очередь которого обойдется в 78,2 млрд руб. (из них 60 млрд руб. направил государственный «Роснефтегаз»). Производство на «Звезде» начнется только в 2016 г., сообщается на сайте ДЦСС.

Технические характеристики судов неизвестны, «Роснефть» ранее сообщала, что длина каждого – около 100 м, они могут эксплуатироваться в особо тяжелых условиях и нужны компании для шельфовой добычи в северных морях. Это первый заказ «Роснефти» для «Звезды», нефтяная компания в 2014 г. обязалась заказывать всю свою морскую технику в ДЦСС (в сентябре оценила свои потребности до 2030 г. в 212 единиц). Правительство обязывает заказывать морскую технику в ДЦСС и другие госкомпании.

«Цена с учетом инфляции не выглядит завышенной, если только не будет повышаться в процессе строительства. Например, стоимость многофункционального линейного дизель-электрического ледокола ЛК-25 (мощностью 25 МВт) ледового класса Icebreaker 8 на Балтийском заводе ОСК в 2012 г. составляла более 8 млрд руб.», – говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Для «Звезды» это ключевой заказ, который может загрузить ее мощности примерно на 30% на три года, продолжает он.

«Роснефть» и ДЦСС на запросы не ответили. Представитель ОСК деятельность ДЦСС не комментирует, но отмечает, что верфи ОСК обладают компетенциями и опытом для строительства судов ледокольного класса и ледоколов (как дизель-электрических, так и атомных). Традиционно именно на верфях, входящих сейчас в ОСК, строились все отечественные ледоколы. «Сейчас предприятия ОСК строят пять судов-снабженцев ледокольного класса и восемь ледоколов (в том числе три атомных, один на СПГ и четыре дизельных), еще один дизельный начнут строить в декабре», – рассказывает собеседник «Ведомостей». Емкость российского рынка гражданского судостроения в 2015 г. сократится более чем в 2 раза по сравнению с 2014 г., когда водоизмещение сданных проектов было около 400 000 т, добавляет Бурмистров. При этом с учетом продления санкций против России и снижения цен на нефть большинство шельфовых проектов будут отложены (в среднем на 2–5 лет), прогнозирует он.

Заказы для ДЦСС «Роснефть» проавансирует на 90%, говорится в протоколе. «Обычно авансируется 30%, такой большой аванс – это поддержка своей верфи, зато аванс позволит зафиксировать цену проекта», – говорит Бурмистров.

«Финансовое положение «Роснефти» сложное, но не критичное: она получила около 1 трлн руб. аванса от китайской CNPC, имеет высокий денежный поток, так что с оплатой судов не должно быть проблем, несмотря на большой долг», – считает директор Small Letters Виталий Крюков. На конец первого полугодия чистый долг «Роснефти» был $39,9 млрд, или 1,7 EBITDA.