«Эльдорадо» недосчиталось десятой части выручки в 2015 году

Рост сети не смог компенсировать падение оборота
«Эльдорадо» недосчиталось десятой части выручки в 2015 г./ С. Николаев/ Ведомости

Выручка сети магазинов бытовой техники и электроники «Эльдорадо» составила 117,49 млрд руб. за 2015 г., говорится в сообщении компании. Ранее компания сообщала, что за 2014 г. продажи достигали 131,7 млрд руб. Таким образом, оборот ритейлера сократился на 10,8%.

Онлайн-продажи составили 16 млрд 856 млн руб. за 2015 г., отчиталась компания. Тем не менее по сравнению с 2014 г. онлайн-продажи «Эльдорадо» также сократились - в 2014 г. ритейлер продал в интернете товаров на 17,8 млрд руб.

Компания подчеркивает, что 2015 г. стал для нее рекордным по экспансии - открыто 45 магазинов, торговые площади выросли на 42 196 кв. м до 585 899 кв. м. Ранее торговые площади "Эльдорадо" сокращались - на 10 000 кв. м в 2014 г. на фоне того, что ритейлер отказывался от развития магазинов больших площадей. Всего на начало 2016 г. в сеть «Эльдорадо» входило 416 магазинов.

В начале 2015 г. совладельцы крупного российского продавца бытовой техники и электроники «Эльдорадо» – чешская группа PPF Петра Келлнера и Emma Capital Иржи Шмейца - сообщили, что вложили в компанию для поддержки ее бизнеса 7,3 млрд руб. Сеть «Эльдорадо» «готова к экспансии на всей территории России =- как в сегменте розничных магазинов, так и онлайн», говорилось в их заявлении, и акционеры решили «поддержать эти планы». Тогда сообщалось, что за 2015 г. «Эльдорадо» может открыть около 50 новых магазинов. «Эльдорадо» - один из крупнейших в России продавцов бытовой техники и электроники. Лидер по выручке - компания «М.Видео». Ее продажи за 2015 г. сократились не так сильно - на 5,5% до 191,9 млрд руб., интернет-продажи «М.Видео» выросли на 12,5% до 20,4 млрд руб.

Обороты лидеров рынка сокращаются на фоне падения рынка бытовой техники и электроники в России (подробнее см. врез). Еще один крупный продавец бытовой техники и электроники в России - немецкая сеть Media Markt. Осенью 2015 г. она решила оптимизировать сеть магазинов в России и закрыть три их них. При этом Media Markt в России продолжает и открывать новые магазины, говорил тогда «Ведомостям» представитель компании. Ранее, в конце 2014 г., Media Markt пересмотрела стратегию развития в стране и начала сокращать торговые площади магазинов. Наиболее сильно падение рынка сказалось на более мелких игроках: в процессе банкротства - сеть «Белый ветер цифровой», закрылись магазины «Телемакс», работавшие на Северо-Западе и в Центральной России. «Эльдорадо» решил стать «мультикатегорийным» ритейлером в 2014 г., заявлял в начале 2015 г. вице-президент сети Олег Суковатов. Компания взялась за расширение ассортимента, в том числе за счет товаров для детей, дома и т. д. Суковатов ссылался тогда на опыт одного из крупнейших ритейлеров США – американской сети дискаунтеров Target, которая продает одежду, товары для дома и отдыха, парфюмерию, узкий ассортимент продовольственных товаров.

Общее падение

По прогнозу аналитиков GfK российский рынок бытовой техники и электроники упадет в штуках на 30% в 2015 г., в рублевом выражении - на 20%. Помимо ослабления курса рубля и ослабления покупательной способности негативно на результаты 2015 г. будет влиять высокий результат IV квартала 2014 г., когда рынок достиг пиковых значений из-за ажиотажного спроса, пояснял на прошлой неделе заместитель гендиректора GfK Максим Быстрицкий (цитата по ТАСС). «Мы находимся в достаточно низкой точке и ждем роста. В 2016 г. мы прогнозируем плюс 5% продаж в рублях и падение на 6% в натуральном выражении, причем интернет будет расти быстрее и увеличивать долю (по сравнению с традиционными каналами ритейла. - «Ведомости»)», - прогнозировал Быстрицкий.

Осенью 2015 г. «Эльдорадо» даже договорился с крупной российской мебельной фабрикой «Мария» об открытии сети кухонных студий в гипермаркетах «Эльдорадо». Общая площадь студии составит 130-150 кв. м при средней площади магазина «Эльдорадо» в 1500 кв. м, сообщал тогда ритейлер.

В результате за 2015 г. «объем продаж новых категорий в штуках составил 20% от общего объема онлайн-продаж», сообщил «Эльдорадо», не уточнив долю новых категорий в своем обороте в целом.