Чиновники выступили против консолидации грузовых вагонов

Укрупнение должно происходить рыночным путем, а не с господдержкой на базе государственных лизинговых компаний
Объединяться владельцам парка придется без государственной поддержки/ А. Махонин/ Ведомости

Рентабельность железнодорожных перевозок в последние три года снижалась – по данным «Infoline-аналитики», дно было достигнуто в середине 2015 г. (арендовать полувагон можно было за 400–450 руб. в сутки). Теперь начался рост, но небыстрый (см. врез). Чтобы подтолкнуть его, Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) разработала план консолидации самого популярного подвижного состава – полувагонов, чтобы с помощью искусственного дефицита повысить ставки. План получил название «Ураган».

Но, как выяснили «Ведомости», идея консолидации парка не нашла поддержки в правительстве. В первый раз доработать экономику консолидации и просчитать риски куратор транспортной отрасли вице-премьер Аркадий Дворкович поручил в феврале. На 16 апреля ему был представлен доработанный план, рассказывает источник, близкий к одному из участников. Но вице-премьер не поддержал и его, знают три источника «Ведомостей», близкие к разным участникам совещания. Один из собеседников рассказывает: Дворкович высказался против участия государства в консолидации – она должна происходить исключительно рыночными способами. Представитель Дворковича подтвердила, что совещание состоялось, его итоги она комментировать не стала. Представитель РЖД отказался от комментариев.

Ставка вырастет

В 2015 г. было списано около 104 000 вагонов, за четыре месяца этого года – еще 44 000, до конца года будет еще около 100 000, приводит статистику Бурмистров. Таким образом, тенденции к росту аренды вагонов есть, но рост будет ограничен покупательной способностью грузоотправителей и экономической конъюнктурой. При этом минимальный лизинговый платеж – около 700 руб. в сутки, 300 руб. в сутки стоит текущий и капитальный ремонт.

Идея ГТЛК заключалась в том, что она сама или «ВЭБ лизинг» собирают 200 000 полувагонов – либо путем перенайма парка, находящегося в лизинге у малых и средних операторов, либо выкупив вагоны у их собственников. Деньги ГТЛК рассчитывала либо занять у банков, либо получить через докапитализацию на 30 млрд руб. Собрав такой парк, ГТЛК или «ВЭБ лизинг» должны были передать вагоны в сублизинг консолидированному оператору – структуре бизнесмена Александра Карманова. Его Трубная грузовая компания сейчас управляет 14 170 вагонами, из которых 8974 – полувагоны (данные «Infoline-аналитики»). Напрямую объединенный оператор управлял бы не менее чем 50 000 вагонов, еще около 150 000 передал бы в управление ПГК, ФГК и другим операторам. Их агентское вознаграждение составит 1% от оборота, а коммерческая политика останется независимой. Около 20 000 полувагонов предлагалось в первый год не использовать, чтобы повысить рыночные арендные ставки. В результате цена аренды вагона должна вырасти в первый год программы до 875 руб. в сутки за вагон, во второй – до 1068 руб., в 10-й – до 1694 руб. Повышение ставки позволит оператору начать выплачивать долги лизинговым компаниям, которые сейчас получают частичные платежи по лизингу или не получают их вовсе из-за тяжелого финансового положения операторов (крупнейшие из них – ПГК и ФГК понесли убытки за 2015 г.: 23 млрд руб. и около 8 млрд руб. соответственно). Представитель ГТЛК от комментариев отказался. Получить комментарии Карманова в среду вечером не удалось.

Но грузоотправители и ФАС против. Плата за вагон в итоговой цене перевозки составляет 13–14%, если вагон повышенной грузоподъемности – 20%, говорит топ-менеджер компании-грузоотправителя. «Антимонопольная служба считает недопустимым повышение цен на вагонную составляющую», – отмечает заместитель руководителя ФАС Александр Редько. Он уточняет, что ведомство определит методику расчета этой части тарифа и будет проводить регулярный мониторинг. Редько подчеркивает: план «Ураган» не был согласован со службой, поэтому его дальнейшая реализация в нынешнем виде невозможна. «Нас настораживает, что уже сейчас у трех крупнейших игроков более 50% рынка полувагонов», – отмечает чиновник.

Проблемы, которые планируется решить с помощью «Урагана», в частности финансовые трудности операторов, можно решить перекредитованием, продажей парка, финансовой поддержкой государства, следует из протокола заседания совета потребителей РЖД (объединяет крупнейших грузоотправителей) от 22 апреля (копия есть у «Ведомостей»). Консолидация рынка оперирования должна происходить рыночным путем, говорится в документе. Консолидация сейчас осуществляется путем аренды парка вагонов. Так, например, «Нефтетранссервис» привлек полувагоны «Трансгаранта», ФГК арендовала на три года вагоны «УВЗ-логистики», говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.