Бизнес
Бесплатный
Наталья Ищенко
Статья опубликована в № 4116 от 14.07.2016 под заголовком: Штрафной удар «Магнита»

«Магнит» утроил штрафы для поставщиков

Партнеры ритейлера считают, что это попытка сгладить последствия поправок в закон о торговле

Крупнейшая в России розничная продовольственная сеть «Магнит» ужесточила наказание за нарушение условий поставок в ее магазины. На сайте компании опубликовано информационное письмо партнерам-поставщикам за подписью финансового директора «Магнита» Хачатура Помбухчана. Оно гласит: с 24 июня компания меняет условия типового договора, связанные с санкциями, чтобы повысить «уровень выполнения заказов» и улучшить качество поставляемых продуктов.

Штрафы за наиболее частые типы нарушений выросли в разы. Раньше за поставку меньшего или большего, чем договорились, количества товаров, нарушение сроков и ассортимента «Магнит» мог штрафовать поставщика на 5% от стоимости партии. По новым условиям ритейлер может оштрафовать его за отсутствие обещанной поставки на 15% от стоимости непоставленного товара, за неполную поставку или срыв сроков – на 15% от стоимости партии, условия поставки которой нарушены. За поставку лишнего поставщику придется заплатить 15% от стоимости всей партии, а если ритейлер отказался продавать излишек, то еще и самостоятельно вывезти его.

Ужесточение касается и документов. Раньше, если поставщик предъявил не все необходимые документы на товар, «Магнит» мог взыскать с него 5% от стоимости партии с нарушениями. По новому типовому договору штраф вырастет до 15%, причем теперь это касается и электронного документооборота.

Договоры по новым правилам «Магнит» начал заключать с того же дня, когда депутаты Госдумы одобрили в последнем, третьем, чтении поправки в закон о торговле (большая часть изменений вступает в силу уже завтра). До сих пор максимальный бонус, которым поставщики могли вознаградить ритейлера за большие закупки, был ограничен планкой в 10% от стоимости поставки. По новому закону это 5%, в которые теперь включены еще и услуги по логистике, обработке и продвижению товаров.

Помбухчан называет изменение штрафных правил «обычной работой», которая не связана с изменениями закона, а нацелена на сокращение потерь сети.

«Магнит» пытается решить проблемы, специфичные для него, согласен директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: это самая большая сеть и по обороту (выручка за 2015 г. – 950,6 млрд руб.), и по числу магазинов (12 089), и, например, неправильные документы могут парализовать работу с товаром по всей цепочке. В конце июля менеджмент «Магнита» обещает раскрыть инвесторам стратегию поддержания роста, напоминает Бурмистров, и ему важно обеспечить наличие товара в магазинах. Раньше «Магнит» относился к этому менее требовательно, признает он: «Если основные конкуренты били тревогу, когда в наличии имелось 95% ассортимента, то у «Магнита» иногда могло быть и 90%».

Но поставщики увязывают действия «Магнита» с изменениями закона о торговле. «Ряд сетей» пытаются, повышая штрафы, компенсировать утраченные поступления от сборов за фальш-маркетинг (услуги, которые оплачены по договору, но не оказаны), но кончится дело тем, что в законе закрепятся максимальный размер штрафов и список оснований для их взимания, переживает один из поставщиков.

Ужесточение штрафов – новые риски для поставщиков и, «вполне вероятно», они решат заложить их в цену товара, рассуждает представитель «Опоры России». Это может превратиться в «скрытое вознаграждение» сети от поставщика.

Сколько ритейлеры зарабатывали на ретро-бонусах, неизвестно. Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования считали, что, если бы предельный их размер снизился с 10 до 3%, это вызвало бы перераспределение между сетями и поставщиками 540 млрд руб.

Представитель второй по обороту торговой сети в стране – X5 Retail Group – не смог уточнить, поменяются ли штрафы для поставщиков, но сообщил: компания приводит договоры в соответствие с новыми законами. Пресс-служба «Дикси» отказалась отвечать на вопросы о штрафах, представители «Ленты», «Ашана», Globus, «О’кей» на запросы не ответили.

Если до кризиса 2008 г. торговые сети больше пугали поставщиков штрафами, то после 2008-2009 гг., когда был принят закон о торговле, штрафы стали для них средством заработка, полагает председатель совета директоров КБК «Черемушки» (поставляет кондитерские изделия в «Магнит») Сергей Щедрин. А в связи со свежими поправками в закон о торговле сети могут начать пересматривать стоимость контрактов и просить поставщиков снизить отпускные цены, рассуждает он. Те могут и не согласиться, но в случае расторжения контракта перед поставщиком встает выбор: еще полгода поставлять продукцию по старой, невыгодной цене, работая в убыток (договор поставки обычно годовой), или заплатить утроенный штраф с этой полугодовой поставки. Если условия работы с «Магнитом» станут совсем невыгодными, КБК «Черемушки» предпочтет отказаться от сотрудничества, говорит Щедрин.

Штрафы – прежде всего дисциплинарный инструмент, а не способ получить дополнительный доход, а «Магнит» четко исполняет Кодекс добросовестных практик для торговли, говорит директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Хотя «Магнит» и повысил штрафы за недопоставку, но их размер по-прежнему в пределах, установленных комиссией по соблюдению кодекса, рассуждает он. «По новым нормам закона о торговле срок отсрочки платежа не зависит от предоставления поставщиком документов на товар – вероятно, сеть хочет стимулировать поставщиков предоставлять документы вовремя и в надлежащем виде», – предполагает Востриков. Впрочем, штраф за неправильно оформленные документы в 15% от стоимости партии кажется ему все же «несколько завышенным».

В подготовке статьи участвовала Ирина Скрынник