Статья опубликована в № 4116 от 14.07.2016 под заголовком: Джамбо-джеты улетают в прошлое

Джамбо-джеты улетают в прошлое

Аirbus и Boeing не знают, как продать А380 и В747

В среду на выставке «Фарнборо» президент Airbus Фабрис Брежье заявил, что с 2018 г. Airbus планирует продавать по 12 самолетов А380 в год. В 2015 г. было поставлено 27 А380, примерно столько же будет в этом году, уточняет представитель компании. A380 – самый большой пассажирский лайнер в мире, в трехклассной компоновке вмещает 525 пассажиров, полностью оборудованный под эконом-класс – до 853. Новый план соответствует текущему спросу, но Airbus рассчитывает, что в будущем спрос на большие самолеты вырастет из-за роста перевозок и ограничения возможностей аэропортов.

Крупнейший самолет американской Boeing – B747 (467–581 пассажиров) тоже не пользуется спросом, пишет The Wall Street Journal, с сентября Boeing будет собирать всего по одному В747 в два месяца. В 2015 г. было продано только два новых В747, Boeing вообще думал прекратить производство этого знаменитого самолета (первый дальнемагистральный лайнер, который в 1970-е сделал возможными дальние путешествия), писал Bloomberg, но программу спас крупный заказ от российской ГК «Волга-Днепр». Во вторник «Волга-Днепр» и Boeing подписали твердый контракт на поставку 20 грузовых В747-800. Ранее в этом году президент компании «Эйрбриджкарго» (входит в «Волга-Днепр») Александр Лазарев говорил, что перевозчик планирует получать по 1–2 новых самолета в год, сейчас у компании 15 В747, из которых восемь – новейшие модели В747-800.

А380 в России

Единственным заказчиком А380 в России была «Трансаэро». Она заказала четыре лайнера в 2011 г., но получить ни одного не успела.

«В мире не так много аэропортов, которые могут принимать самые большие самолеты, и главное – мало хабов, которые формируют достаточные пассажиропотоки для загрузки супер джамбо-джетов», – говорит топ-менеджер лизинговой компании. А менее вместительные двухдвигательные А350, В777 и В787 более эффективны по расходу топлива, чем четырехдвигательные А380 и В747, добавляет он. Новое поколение узкофюзеляжных самолетов – А320/321neo и В737МАХ с повышенной дальностью полета – будет убивать широкий фюзеляж, считает топ-менеджер российской авиакомпании.

Поставка 27 А380 позволила проекту выйти на уровень безубыточности, мы будем повышать эффективность, чтобы выйти на уровень безубыточности при продаже 20 А380 в 2017 г., заявил Брежье. Boeing снизил прогноз спроса на большие широкофюзеляжные лайнеры (от 400 кресел) в 2016–2035 гг. до 530 (в прошлом году прогноз был 540).

Что покажут на «Фарнборо-2016»