«Газпром» позвал китайскую CNOOC на шельф

Это арктические участки, разрабатывать их пока нерентабельно, но искать партнеров – самое время
«Газпром нефть» единственная ведет добычу в Арктике – на Приразломном месторождении/ «Газпром нефть»

«Газпром» предложил китайской CNOOC участвовать в разработке нефтяных месторождений на российском шельфе, рассказал «Интерфаксу» предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Что ответила CNOOC и в каких месторождениях она может стать партнером нефтяной «дочки» «Газпрома» – «Газпром нефти», Миллер не сказал. Представитель CNOOC не ответил на вопросы «Ведомостей». «Газпром нефть» готова к сотрудничеству с иностранными партнерами в освоении лицензионных участков на российском арктическом шельфе, рассказал представитель компании. Сейчас «Газпром нефть» продолжает консультации с международными компаниями с необходимыми компетенциями для такой работы, в том числе с CNOOC, добавил он.

О том, что «Газпром нефть» пытается привлечь в арктические проекты инвесторов из Азии, в июле говорил и заместитель гендиректора компании по развитию шельфовых проектов Андрей Патрушев. «Газпром нефть» единственная ведет добычу в Арктике – на Приразломном месторождении, где в 2016 г. планирует добыть больше 2 млн т нефти, а около 2020 г. – выйти на полку в 5 млн т нефти. Компания также владеет лицензиями на четыре участка на арктическом шельфе: это Северо-Врангелевский (прогнозные ресурсы на 1 января 2009 г. – 632,8 млн т нефти, 994,4 млрд куб. м газа), Хейсовский (прогнозные ресурсы – 140 млн т нефти и конденсата, 2 трлн куб. м газа), Северо-Западный (ресурсы – более 105 млн т нефти и конденсата, 60 млрд куб. м газа) участки и Долгинское месторождение (извлекаемые запасы – более 200 млн т н. э.). Привлекать инвесторов «Газпром нефти» помогает и Минэнерго: министр энергетики Александр Новак приглашал к разработке арктических участков японские компании, писал «Интерфакс». Представитель Минэнерго вечером не ответил на вопрос. До 2030 г. «Газпром нефть» должна пробурить на арктических участках минимум девять скважин, рассказывал Патрушев. По его словам, в среднесрочной перспективе «Газпром нефти», возможно, понадобятся и добывающие платформы, подводные добычные комплексы, флот (цитаты по «Интерфаксу»).

Арктическая мечта

31-35 млн т такой будет добыча нефти на шельфе Арктики к 2035 г., рассказывал замминистра энергетики Кирилл Молодцов в феврале. Ранее Минэнерго рассчитывало добывать на арктическом шельфе 35–36 млн т нефти

CNOOC – крупнейшая компания по добыче нефти и газа на шельфе в Китае. У компании есть активы в Африке, Северной и Южной Америке, Европе, добыча в 2015 г. составила 1,4 млн барр. нефти в сутки. Ее дочерняя компания – COSL бурит скважины для «Роснефти» и Statoil в Охотском море.

Цены на нефть сейчас низкие и добыча в Арктике нерентабельна, но «Газпром» и «Газпром нефть» уже налаживают сотрудничество с иностранными партнерами, ведь процесс может занять годы, объясняет аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Правда, даже китайские компании и банки работают с оглядкой на США и, вероятно, сотрудничество возможно в будущем, если с «Газпром нефти» будут сняты санкции, полагает он. CNOOC специализируется на шельфовой добыче, а «Газпрому» не хватает ни финансовых ресурсов, ни компетенций, говорит аналитик. CNOOC нужно искать ресурсы на будущее (на перспективу 7–10 лет), поэтому им может быть интересно сотрудничество в российских шельфовых проектах, заключает Нестеров.