X5 Retail Group попросила поставщиков снизить цены на 10%

Ритейлер обосновал это укреплением рубля, но поставщики идти на уступки не хотят
Поставщики не готовы идти навстречу пожеланиям X5 Retail Group/ Евгений Разумный/ Ведомости

Крупнейший продавец продуктов питания в России – X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») в феврале разослала поставщикам письмо с просьбой снизить цены. «Ведомости» ознакомились с документом. Представитель ритейлера подтвердил факт отправки письма всем поставщикам.

Поставщики получали такие письма, подтвердили несколько контрагентов сети. Один из них говорит, что возможностью снизить цены интересовался также «Ашан», но официальной просьбы от него не поступало. Другие крупные сети не отправляли подобных запросов, сообщают собеседники «Ведомостей». Представители «Магнита», «Ашана» и «Ленты» не ответили «Ведомостям», просили ли они снизить цены; представитель «Дикси» не ответил по существу вопроса.

Как говорится в письме X5, за последнее время курс доллара снизился с 66 до 59,5 руб./$ (на 10%), а евро – с 72 до 63,5 руб./евро (12%). «В связи с этим просим снизить закупочные цены на 10% от текущего уровня до 15 марта 2017 г., – пишет Х5 Retail Group. – В случае непредоставления ответа оставляем за собой право пересмотреть условия нашего сотрудничества».

В течение двух последних лет X5 шла навстречу партнерам и принимала повышение отпускных цен практически от всех поставщиков, которые обосновывали это ростом курса доллара, заявил представитель ритейлера. «Компания ожидает, что укрепление рубля, по той же логике, приведет к обратной динамике», – пояснил он. Часть поставщиков уже «позитивно отреагировала на приглашение» Х5 снизить закупочные цены», ответы от другой части еще не поступили, уверил представитель ритейлера. «С поставщиками, которые обоснованно подтверждают отсутствие зависимости собственного ценообразования от валютных курсов, компания продолжает сотрудничество на согласованных ранее условиях», – добавил он.

Рост был

С конца 2014 г. поставщики неоднократно обосновывали необходимость повышения цен девальвацией рубля к основным валютам. Так, в декабре 2014 г. цены на часть социально значимого продовольствия в российских регионах выросли, по данным Росстата, на 30%. После этого ритейлеры по всей стране столкнулись с массовыми проверками ценообразования по поручению генпрокурора России Юрия Чайки.

Но поставщики не желают снижать цены пропорционально укреплению курса рубля. Их основной аргумент – цены не росли сопоставимо с предшествующей девальвацией. «Когда в конце 2014 г. резко снизился курс рубля к основным валютам, мы обращались к розничным сетям, почти умоляли поднять цены из-за критической ситуации», – напоминает гендиректор торгового дома «Меридиан» (готовая рыбная продукция) Светлана Федосеева. Тогда сети подняли цены закупки всего на 5–10%, максимум – на 15%, уверяет Федосеева. «Сейчас мы работаем на сырье, закупленном еще в 2016 г. Например, российская горбуша и кета ловится один раз в году, – отмечает Федосеева. – Говорить, что мы могли бы отдать хотя бы 2–3% цены поставки, мы не готовы».

Поставщики не поднимали цены пропорционально росту валют, соглашается гендиректор производителя чая Milford Илья Блинов. Кроме того, сейчас рубль укрепился, но никто не может гарантировать, что через несколько месяцев он вновь не упадет. «Вы не сможете поднять потом свои цены поставки: рыночная сила у X5 и обычного, среднего размера производителя несопоставима и сеть не готова предложить механизм быстрого изменения цены при падении курса рубля», – говорит Блинов.

В молочной отрасли в целом также нет предпосылок для корректировки цен из-за укрепления рубля, соглашается исполнительный директор ассоциации Союзмолоко Артем Белов. Хоть сырье и производится внутри страны, как и большая часть молочной продукции, но сектор довольно сильно зависит от импортного оборудования. Он также напоминает, что после девальвации рубля 2014–2015 гг. розничные и отпускные цены поднимались, но плавно и не пропорционально изменению курса. «Маловероятно, что цены могут откатиться назад», – заключает Белов.

Х5, предлагая всем поставщикам снизить цены, пытается использовать свой статус крупнейшего продавца продовольствия в стране, предполагает один из поставщиков.

Производители не меньше, чем торговые сети, заинтересованы предоставлять потребителям товар по минимальным ценам и не терять оборот в условиях низкой покупательной способности населения, рассуждает директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. «Если себестоимость конкретной продукции серьезно зависит от курса рубля, то корректировка цены справедлива, и сам производитель часто идет на это, – рассуждает он. – Но так же быстро цена поставки должна и повышаться при снижении курса рубля».

Влияние курса рубля заметно для импортных закупок, например экзотических фруктов, отмечает коммерческий директор ГК «Дикси» Денис Васильев. Но в целом в ассортименте «Дикси» доля российских товаров – выше 80%, так что влияние колебаний курсов валют опосредованное, указывает Васильев.