«Росжелдор» нерезультативно использовал деньги для РЖД

Счетная палата провела проверку исполнения бюджета за 2016 год и нашла нарушения при финансировании строек
Деньги, выделенные РЖД на капстроительство в 2016 г., могли быть использованы «нерезультативно», заключила Счетная палата/ А. Гордеев/ Ведомости

Федеральное агентство железнодорожного транспорта («Росжелдор», входит в структуру Минтранса) планировало взносы в капитал РЖД без учета потребностей компании, выяснила Счетная палата, проверив исполнение бюджета 2016 г. «Нерезультативно» могло быть использовано более 4,2 млрд руб.

По данным Счетной палаты, при планировании «Росжелдор» учитывал лишь предложения РЖД, а не ход реализации инвестпроектов и неиспользованные остатки прошлых лет. Их размер «из-за длительного некачественного планирования бюджетных ассигнований и низких темпов реализации инвестпроектов РЖД за 2011–2016 гг. составил 55,7 млрд руб.». В сравнении с 2015 г. остаток сократился на 5,6 млрд руб..

РЖД также не достигла «установленных показателей использования бюджетных инвестиций» из-за нарушений условий заключенных в 2016 г. договоров о передаче акций государству. Монополия вовремя не ввела в эксплуатацию объекты и не реализовала предоставленные ей в счет оплаты акций бюджетные средства, уточнил представитель Счетной палаты. Несмотря на это, «Росжелдор» не взыскал с РЖД штраф в размере 5% от суммы договоров. В 2016 г. РЖД не завершила три объекта (общие инвестиции – 4 млрд руб.) и не ввела в эксплуатацию 14 железнодорожных пунктов пропуска (233,4 млн руб.). Среди проектов – строительство совмещенного мостового перехода через реку Лену в районе Якутска (238 млн руб.) и линии Полуночное – Обская – Салехард для проекта «Урал промышленный – Урал полярный» (3,8 млрд руб.). В целом расходы, контролируемые агентством, составили 138,7 млрд руб., или 99,3% от плана. «Росжелдор» обеспечил перечисление 981,3 млн руб., на 3,3% больше прогноза.

Результаты проверки госаудитор направил в Совет Федерации и Госдуму. Представитель «Росжелдора» на запрос не ответил. Его коллеги из РЖД и Минтранса от комментариев отказались.

«Росжелдор» может представить возражения и контраргументы, если полагает, что в его действиях отсутствуют нарушения, уверен адвокат, руководитель группы юридической компании Art de Lex Кирилл Дозмаров. Закон не предусматривает ответственности за «нерезультативность» использования бюджетных средств. Но исходя из практики Счетной палаты понятие можно трактовать как нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций или как нецелевое использование. В первом случае, по словам эксперта, административная ответственность для чиновников «Росжелдора» может достигать двух лет дисквалификации, для РЖД – штраф до 12% суммы полученной бюджетной инвестиции (около 500 млн руб.). Во втором случае для чиновников – до трех лет дисквалификации, для РЖД – штраф до 25% от суммы инвестиции (почти 1,05 млрд руб.).