ВЭБ сохранил долю в Эльгинском проекте

Банк развития оставил в залоге 49% «Эльгаугля» по кредиту на $150 млн, выданному ранее «Мечелу». Такой пакет Газпромбанк год назад купил втрое дороже
ВЭБ в 2014 г. готов был предоставить $2,5 млрд на разработку Эльгинского месторождения / ПАО «Мечел»

Эльгинское месторождение с запасами по JORC 2,2 млрд т коксующегося угля – одно из крупнейших в России. Это главный проект «Мечела» на протяжении последних лет. В разработку Эльгинского месторождения компания вложила 73,7 млрд руб., в том числе 64,3 млрд – в строительство 321 км железной дороги Улак – Эльга, говорится в отчете «Мечела». В 2014 г. у компании появились проблемы с обслуживанием долга и она начала переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, который к тому моменту достиг 406 млрд руб., или 13,7 EBITDA. Они продлились два года. Финальным аккордом стало достигнутое с Газпромбанком соглашение о пут-опционе на 49% «Эльгаугля». Благодаря полученным за пакет 34 млрд руб. компания смогла частично погасить 42,3 млрд руб. долга, говорится в отчете компании. На конец года чистый долг «Мечела» – 433 млрд руб., или 6,6 EBITDA.

Для кредита в $167 млн 49% «Эльгаугля» – это слишком большой залог, согласны аналитик АКРА Максим Худалов и аналитик БКС Олег Петропавловский. «С другой стороны, активы компании заложены Газпромбанку и Сбербанку и если речь идет о последовательном залоге, то его размеры приемлемы», – говорит Худалов.

«Мы с ВЭБом договорились о принципах реструктуризации задолженности, этот вопрос мы согласовали», – заявил 30 июня на годовом собрании акционеров «Мечела» гендиректор компании Олег Коржов (цитата по «Интерфаксу»). Никаких деталей ни Коржов, ни представитель «Мечела» тогда не раскрыли. Наблюдательный совет ВЭБа должен утвердить условия реструктуризации в течение III квартала, добавил финансовый директор компании Сергей Резонтов (его слова передал «Интерфакс»).

В сентябре 2013 г. ВЭБ одобрил «Мечелу» проектное финансирование разработки Эльгинского месторождения на $2,5 млрд сроком на 13,5 года под залог 49% «Эльгаугля» и с условием получения «золотой акции» за 100 руб. Предполагалось, что сумма будет предоставлена несколькими траншами. Бридж-кредит в размере $150 млн компания должна была погасить за счет основного финансирования. Но после первого транша финансирование не возобновилось – компания не смогла выполнить определенные условия возобновления финансирования. Из $167,3 млн долга «Мечела» перед ВЭБом $146 млн просрочено, говорится в отчете компании.

И тем не менее, как выяснили «Ведомости», в залоге у ВЭБа осталось 49% «Эльгаугля» – это и стало условием реструктуризации долга на $167 млн. Об этом «Ведомостям» рассказали два собеседника, близких к разным сторонам сделки, и источник в одном из банков – кредиторов «Мечела». Представитель «Мечела» от комментариев отказался, его коллега из ВЭБа оставил запрос без ответа.

Почему в залоге осталось 49% «Эльгаугля», как это было при первоначальной договоренности, а не меньший пакет, собеседники «Ведомостей» не уточняют. По данным отчета «Мечела» за 2016 г., в залоге у кредиторов компании – 50,99% «Эльгаугля», у кого именно, не раскрывается. Год назад «Мечел» в годовом отчете за 2015 г. указывал, что отказ ВЭБа финансировать проект «окажет существенное негативное влияние на наш бизнес, финансовое положение, результаты деятельности и перспективы». В отчете за 2016 г. такой риск не указан.

Дорога к БАМу

Дорога Улак – Эльга связывает месторождение с БАМом. «Мечел» пытался продать дорогу РЖД, но до сделки так и не дошло. Сейчас рассматривается возможность создания концессии для достройки дороги. Концессионерами могут стать «Мечел», РЖД и Газпромбанк.

За счет каких средств «Мечел» будет финансировать дальнейшее развитие Эльгинского проекта, пока не известно, один из источников сообщает, что сейчас компания ищет источники финансирования, но это точно будет не ВЭБ. А именно от наличия финансирования зависит дальнейшее развитие Эльгинского угольного комплекса, отмечает аналитик «Атона» Андрей Лобазов: «Сегодня «Эльга» вышла на более-менее стабильное производство (около 4 млн т в год), доля коксующегося угля выросла до 75%, но компании необходимы средства для увеличения мощности обогатительной фабрики и пропускной способности железной дороги (сегодня, по оценке Коржова, она составляет 3,5 млн т. – «Ведомости»)». В отчете «Мечела» говорится, что в 2017–2019 гг. капзатраты на Эльгинский проект составят 15,16 млрд руб., в том числе 5,8 млрд компания готова вложить из собственных средств. Достаточно ли этого, чтобы вывести производство на уровень 11,7 млн т, не ясно.

До конца 2017 г. компания рассчитывает найти инвесторов в Эльгинское угольное месторождение, говорил Коржов. «Мечел» видит в качестве потенциальных инвесторов предпринимателей Южно-Азиатского региона.