РЖД не хочет продавать «Трансконтейнер» одна

НПФ «Благосостояние» может продать свои акции «Трансконтейнера» вместе с акциями монополии
«Трансконтейнер» – крупнейший контейнерный оператор в России/ А. Гордеев/ Ведомости

Частью подготовки НПФ «Благосостояние» к акционированию может стать продажа доли фонда в «Трансконтейнере» (24,5%), рассказали «Ведомостям» два источника, близких к РЖД, структуры которой в числе учредителей фонда. До 1 января 2019 г. НПФ «Благосостояние» должен быть акционирован, но перед этим фонд рассчитывает избавиться от части активов, чтобы улучшить финансовое положение, и первыми как раз могут стать акции «Трансконтейнера», говорят собеседники «Ведомостей».

«Трансконтейнер» – крупнейший контейнерный оператор в России. Сейчас первый вице-премьер Игорь Шувалов изучает возможность продажи контрольного пакета оператора, принадлежащего структуре РЖД – Объединенной транспортно-логистической компании. В пятницу на Московской бирже такой пакет стоил 22,6 млрд руб. На пакет уже целая вереница претендентов: один из совладельцев – группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, группа UCL Holding Владимира Лисина, группа «Дeло» Сергея Шишкарева. Но РЖД заинтересована в том, чтобы выручить за пакет как можно больше, поэтому она хотела бы, чтобы пакет «Благосостояния» продавался по согласованию с ней, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Такой крупный пакет (74,5%) позволит рассчитывать на хорошую премию к рынку – 25–30%, говорит другой собеседник. Премия в стоимости при продаже консолидированного пакета по сравнению с продажей «Благосостояния» составит не менее 15%, а в случае высокой конкуренции между потенциальными покупателями может вырасти до 25%, более осторожен в оценках гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

«Трансконтейнер»

Железнодорожный оператор
Акционеры – ОТЛК (50% + 1 акция), Fesco (25,07%), НПФ «Благосостояние» (2,5%).
Капитализация – 45,2 млрд руб.
Выручка (МСФО, 2016 г.) – 51,5 млрд руб.
Чистая прибыль – 3,2 млрд руб.

Если РЖД продает свой пакет, оставлять долю «Благосостояния» не имеет смысла, говорит чиновник. «В Минтрансе рассматриваются различные варианты продажи «Трансконтейнера», – сказал лишь представитель ведомства. Представители РЖД и «Благосостояния» от комментариев отказались.

Закон не обязывает НПФ непременно продавать активы, говорит адвокат, руководитель группы юридической компании Art de Lex Кирилл Дозмаров. Но продажа железнодорожных активов (акций «Трансконтейнера» и лизинговой компании «Трансфин-М») поддержит финансовое положение фонда, считает Бурмистров. Сложнее всего «Благосостоянию» будет с банком «Абсолют» – это наиболее проблемный актив фонда, напоминает он. Если из показателей фонда исключить банк «Абсолют», то долг «Благосостояния» снижается почти в 6 раз – с 294 млрд до 58 млрд руб., было указано в прошлогодних материалах РЖД.

«Трансконтейнер» – прибыльный актив и фонд мог бы долю в нем сохранить, отметил источник, близкий к «Трансконтейнеру». Экономика выходит из кризиса, контейнерные перевозки стали основным типом транспортировки грузов для Большого китайского шелкового пути, отмечает он: перевозка контейнеров за семь месяцев, по данным РЖД, выросла на 20,4% до 1,52 млн TEU, поднялись ставки аренды платформ для перевозки контейнеров.