Авиакомпания S7 подала заявку на приобретение 100 Sukhoi SuperJet

Самолеты для заказчика планируется серьезно доработать
Под нужды S7 «Гражданские самолеты Сухого» перепроектируют SuperJet / Денис Гришкин/ Ведомости

Предварительную заявку на 100 SSJ100 вместимостью 75 кресел разместила S7 Group, сообщили два человека, близких к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, в нее входит производитель SSJ100 «Гражданские самолеты Сухого», ГСС), и человек, близкий к руководству S7. Идут переговоры об обязывающих соглашениях, знают двое из собеседников.

Сейчас S7 летает на иностранных самолетах: в парке, по данным Росавиации, 54 Airbus 319/320, 19 Boeing 737 и 13 Embraer ERJ-170 (будет 17). Представитель S7 переговоры об SSJ100 не комментирует. Представитель ГСС говорит, что у S7 есть интерес, прорабатываются детали. Активная работа над SSJ100 вместимостью 75 кресел (базовая – 98 кресел) началась в этом году, на рынке укороченная версия ожидается в 2022 г. Всего ГСС выпустила 156 SSJ100.

Уменьшенный SSJ100 создаст для S7 новый сегмент бизнеса, объясняют заказ два человека, близких к ОАК. «S7 выбрала почти все имеющиеся международные назначения, по России летает везде с большой частотой, а в 2017 г. взяла в лизинг Embraer ERJ-170 (78 кресел) и вышла в новый сегмент региональных перевозок», – продолжает один из собеседников. S7 считает, что региональные перевозки в России оправдают большой парк SuperJet, говорит человек, близкий к руководству группы.

SSJ100 по эффективности уступают иностранным самолетам: их средний налет в России до 2016 г. (по 2017 г. еще нет данных) – не более 4 часов в сутки, а Airbus и Boeing – 9 часов в сутки. Причины – в более частых поломках и длительных сроках поставки запасных частей.

SSJ100 будет серьезно доработан, в базовой версии использовано много наработок военной авиации, а они снижают эффективность судна – из 75-кресельной версии все это будет вычищено, обещает человек, близкий к ОАК, будет решен и вопрос со сроками поставки запасных частей.

«Самолет будет перепроектирован, в соглашении будут нужные S7 характеристики, появится, по сути, другой SSJ100», – надеется человек, близкий к руководству S7.

«SSJ100 нужны рыночные заказы и заказчики, которым поверит рынок. До сих пор самолет получают в основном либо госструктуры и госкомпании (МЧС, «Аэрофлот», «Газпром авиа», «Ямал», «Якутия»), либо второстепенные перевозчики (мексиканская Interjet, ирландская CityJet, «Ираэро»)», – сетует еще один человек, близкий к ОАК. «Аэрофлот» заказал 50 SSJ100, уже получил, по данным Flightradar24, 43 шт., но SSJ100 из его парка летают даже меньше, чем в среднем по России, – «Аэрофлот» не заинтересован в их эксплуатации, по первому контракту (на 30 SSJ100, получены к середине 2016 г.) ему даже выгоднее, чтобы суда не летали из-за технических неисправностей и за это насчитывались компенсации, рассказывали «Ведомостям» собеседники из ОАК.

Государству нужно, чтобы первую гражданскую авиастроительную программу поддержала такая компания, как S7, говорит человек, близкий к ОАК. Понятно, что S7 за эксплуатацию SSJ100 сможет рассчитывать на мощную господдержку – субсидирование региональных маршрутов, скидку на эти суда, новые международные назначения, рассуждают два человека, близких к ОАК. Переговоров ни о чем таком нет, предупреждает один из них.

ГСС должна была выйти на безубыточность в 2017 г., но получила около $20 млн убытка. Выход в ноль может состояться не раньше 2019 г., компании нужны более существенные продажи, не менее 40 самолетов в год, говорят два человека, близких к ОАК. В лучшие годы ГСС удавалось поставить 37 и 34 самолета (в 2014 и 2017 гг.), в остальные было меньше.

S7 – один из стартовых заказчиков SSJ100, в начале производственной программы SuperJet еще планировалось выпускать 75-кресельный самолет, а S7 как раз и нужна была региональная машина, напоминает один из собеседников, но потом в консультациях c Boeing вместимость самолета было решено резко увеличить.

«Сейчас в SSJ100 все обозначения в кабине на английском, пилоты должны хорошо его знать, одним из требований S7 будет русская кабина – пилоты региональных линий смогут работать без английского, что ускоряет и удешевляет их подготовку», – говорит человек, близкий к S7. Договориться с ГСС, по его словам, помогло и назначение гендиректором ГСС Александра Рубцова осенью 2017 г. – бывшего гендиректора лизинговой компании «Ильюшин финанс»: Рубцов знает, что такое лизинг, что такое эффективность самолета и почему она нужна, с ним можно разговаривать на одном языке.

Сейчас рыночная цена SSJ100 достигает $30–31 млн, уменьшенная версия должна стоить не дороже $26–27 млн, говорит человек, близкий к ОАК.

«S7 сейчас эффективно раскатывает региональные маршруты из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. К моменту появления нового SSJ100 подойдет время возвращать лизингодателю их самолеты Embraer 170, они смогут начать региональный разлет из городов восточнее Новосибирска – Иркутска, Владивостока. То есть несколько десятков региональных самолетов они смогут переварить, и даже больше с учетом мер господдержки», – сказал исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. И, получая статус крупного заказчика отечественной авиатехники, S7 уже сейчас получат иммунитет от возможных враждебных действий чиновников и помощь в решении своих задач – ведь от них будет в значительной степени зависеть судьба всей программы, заключает Пантелеев.