РЖД собирается удвоить парк «Сапсанов» на маршруте Москва – Санкт-Петербург

К изменению расписания это не приведет – «Сапсаны» поедут сдвоенными поездами
Время простоя поездов «Сапсан» для технического обслуживания приближается к минимально допустимому/ Евгений Егоров для Ведомостей

Почти все новые скоростные поезда «Сапсан», которые РЖД хочет купить у Siemens, будут использованы на маршруте Москва – Санкт-Петербург, рассказал «Ведомостям» заместитель гендиректора РЖД Александр Мишарин. 1–2 поезда будут курсировать по линии Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород, добавил он. Этот маршрут откроется 1 марта. Пока по нему назначен один рейс в день.

Сейчас в парке у РЖД 16 «Сапсанов», каждый состоит из 10 вагонов. РЖД и Siemens обсуждают условия поставки еще 10–11 поездов, а также 27 вагонов к ним – для новых и уже используемых «Сапсанов», передавал недавно ТАСС со ссылкой на президента Siemens в России Дитриха Меллера. Длина каждого поезда в этом случае увеличится до 11 вагонов. А провозная емкость может увеличиться почти вдвое – со 150 до 287–299 вагонов.

Контракт немецкий концерн рассчитывает заключить в 2018 г. В течение какого периода поступит техника, представитель РЖД не сказал. Весь процесс – подготовка производства, изготовление, поставка, пуско-наладочные работы и сертификация – займет около 30 месяцев, уточнил представитель Siemens.

Перевозки «Сапсанами» в направлении Москва – Санкт-Петербург ежегодно растут, в 2017 г. увеличились на 6,1% до 5,1 млн пассажиров. Поезда курсируют 15 раз в сутки, их загрузка близка к 100%, сообщала компания. Мишарин верит, что новые поезда, даже удлиненные, тоже будут полностью загружены. Удовлетворить растущий спрос без закупки новых «Сапсанов» РЖД не может. Оборачиваемость поездов почти на грани технологической возможности, поясняет Мишарин. Об этом говорит и представитель РЖД: «Сейчас время простоя поездов «Сапсан» для полноценного технического обслуживания, гарантирующего безопасность и комфортность перевозок, приближается к минимально допустимому». При этом компания не рассматривает вопрос о назначении дополнительных «Сапсанов», «чтобы исключить возможности отмены поездов пригородного и дальнего сообщения». «Речь идет о запуске сдвоенных поездов «Сапсан» по существующему графику движения», – поясняет собеседник. Частично это делается и сейчас, напоминает он.

Часть клиентов для новых «Сапсанов» РЖД перетянет у авиации, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Изменение условий провоза ручной клади в самолетах, аномально холодная и снежная погода в Москве, повлекшая за собой отмены и задержки ряда рейсов, в сочетании с аварией Ан-148 сформировали предпосылки перетока части пассажиропотока на «Сапсаны», – рассуждает он. По его мнению, «более удобное расписание и более привлекательные цены при покупке в последний момент за счет запускаемых дополнительных составов повысят конкурентоспособность «Сапсанов» по сравнению с авиакомпаниями». Будет способствовать увеличению пассажиропотока и ввод в эксплуатацию «Лахта центра» в 2019 г. и завершение переезда структур «Газпрома» в Санкт-Петербург – преимущественно на самых ранних (с прибытием около 9 утра) и самых поздних (с отправлением в 21.00) рейсах, добавляет Бурмистров.

Представитель основного конкурента «Сапсанов» среди авиакомпаний – «Победы» на вопросы не ответил. «Исторически мы не ощущаем значительного влияния рейсов «Сапсана» на пассажиропоток S7 Airlines, – говорит представитель этой авиакомпании. – В долгосрочной перспективе потенциал для роста пассажиропотока на направлении Москва – Санкт-Петербург высокий, мы считаем, что места на рынке хватит для всех видов транспорта». По данным представителя компании «Воздушные ворота Северной столицы» (оператор аэропорта «Пулково»), в прошлом году в московском направлении (туда-обратно) слетало 4,57 млн пассажиров – на 19% больше, чем годом ранее.

Цены на билеты в «Сапсане» в классе эконом сейчас сопоставимы с авиабилетами (около 2000 руб. при покупке заранее), а в бизнес-классе цена в самолетах в разы выше. Представитель РЖД не стал раскрывать маркетинговые планы. Но он напомнил, что «ценообразование на билеты в скоростных поездах «Сапсан» является динамическим: стоимость зависит от времени, оставшегося до отправления, популярности рейса и текущего спроса». При этом пассажиры могут сэкономить с помощью специальных тарифов, дорожных и электронных карт, маркетинговых акций, добавляет он.

Базовые цены на «Сапсаны» и авиабилеты меняться, скорее всего, не будут, считает Бурмистров. «Однако используемые РЖД и авиакомпаниями системы гибкого ценообразования, обеспечивающие повышение цены по мере заполнения мест, после запуска дополнительных «Сапсанов» приведут к тому, что пассажиры смогут при приближении даты отправления купить билеты дешевле, чем сейчас», – уверен эксперт.