«Горбушкин двор» решил сменить концепцию вместо сноса и застройки

Он собирается стать крупнейшим продавцом товаров для хобби
В прошлом году мэрия рассматривала снос «Горбушкина двора» и строительство там жилой недвижимости и офисов/ Сергей Фадеичев/ТАСС

Реорганизация торгового центра «Горбушкин двор» по программе реновации откладывается на неопределенный срок, сообщил его управляющий директор Владимир Исаев: необходимо доработать градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).

Мэрия считала, что на месте «Горбушкина двора» и завода «Филит» нужно строить жилье и офисы – 300 000 кв. м, сообщал сотрудник московской мэрии. В феврале заммэра Марат Хуснуллин сказал, что снос «Горбушкина двора» начнется не ранее 2019 г.

«Пока мы не понимаем, в какие сроки будет реализован девелоперский проект и в каком формате, – говорит Исаев. – Пакет документов для ГПЗУ на строительство был возвращен. Вероятно, в ближайшие годы жилье здесь все же не появится». Представитель московского стройкомплекса на вопросы «Ведомостей» не ответил. По словам Исаева, «Горбушкин двор» площадью 35 750 кв. м – крупнейший в стране комплекс торговли бытовой техникой, электроникой и мультимедиа-товарами. В «Горбушкином дворе» продаются товары, которых не найти в классических торговых центрах, говорит партнер Colliers International Анна Никандрова.

Владельцами «Горбушкина двора» до июня 2017 г. консультанты называли акционеров банка «Югра» Алексея и Юрия Хотиных. Затем Energy Insider сообщил, что ТЦ продан акционеру «Фармстандарта» Виктору Харитонину, он это подтвердил; продавцом портал назвал структуру гендиректора «Русь ойл» Сергея Подлисецкого. Консультанты уверяли, что Харитонин – номинальный владелец ТЦ в интересах Хотиных.

«Горбушкин двор» решил обновить стратегию развития на 3–5 лет: часть второго этажа ТЦ, до 10 000 кв. м, будет отдана под товары для увлечений, делится планами Исаев: «Это товары для фанатов комиксов, аниме, киберспорта, исторических реконструкций, фэнтези и др.». У потребителей есть интерес к такой продукции, уверен он: «Есть магазины для любителей рыбалки или охоты, есть стихийные рынки, есть супермаркет «Леонардо», хотя это немного другое. Мы идем в незанятую нишу». Исаев надеется, что ТЦ станет крупнейшим продавцом товаров для увлечений в России.

Директор по развитию хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац его оптимизма не разделяет: в Москве создавались ярмарки увлечений в Сокольниках и Щелкове, но особых успехов площадки не добились, ставки аренды были очень низки, но посетителей мало.

«Горбушкину двору» нужна реконцепция, согласна Марина Малахатько из CBRE: продажи техники и электроники в магазине снижаются, потребители переходят в онлайн. Раньше технику можно было купить в основном только в магазинах, соглашается Исаев, теперь они превращаются в шоурумы.

Представитель «М.видео» Валерия Андреева сообщает, что продажи растут и онлайн, и в рознице, но онлайн растет быстрей – 24% в год против 13%. Россияне отдают предпочтение сетям с прозрачным ценообразованием, богатым ассортиментом и набором сервисов – бонусной программой, возможностью настройки, установки, с удобными и понятными кредитами и рассрочками, говорит Андреева.

Изменение концепции может добавить до 6% к имеющимся 25 000–30 000 посетителей в день, считает Малахатько, но пока сложно говорить о качестве нового трафика.

«Леонардо» в новом формате «Горбушкина двора» работать было бы не интересно, говорит Кац: небольшие торговые точки могут выживать только за счет демпинга, а он связан с контрабандой и контрафактом. Не все ясно Кацу с системами пожаротушения и эвакуации. «Интересно было бы открыть магазин при более глубокой реконцепции ТЦ», – заключает Кац.