Бизнес хочет поддержки государства на Дальнем Востоке

Без него не получится развить инфраструктуру

«Без проблем строительство инфраструктуры на Дальнем Востоке не получается», – поделился гендиректор Корпорации развития Дальнего Востока Денис Тихонов. Рынок строительных услуг на Дальнем Востоке не развит. Не удается даже сформировать конкурентную среду: не хватает компаний, которые могут выполнить инфраструктурные проекты, отметил он.

Особые сложности – создание инфраструктуры для резидентов территорий опережающего развития (ТОР). Были случаи, когда корпорация начинала развитие инфраструктуры по планам резидентов ТОР, но они по 10 раз меняли планы развития своих объектов и построенная инфраструктура уже оказывалась не нужна, отметил Тихонов.

Но поддержка строительства инфраструктуры за счет государства все-таки необходима, сходятся во мнении Тихонов, гендиректор «Колмара» Валерий Цивилев (разрабатывает две угольные шахты в Якутии) и гендиректор стивидорной «дочки» «Колмара» – компании «Ванинотрансуголь» Юрий Тямушкин (Дальний Восток).

Крупный бизнес сталкивается с трудностями при найме персонала особенно в труднодоступных регионах Дальнего Востока, отметили Цивилев и Тямушкин. Последний уточнил, что после строительства таунхаусов рядом с будущим портом компании удалось привлечь нужных специалистов. «Колмар» отремонтировал ледовый дворец, строит аэропорт рядом с месторождениями компании. Цивилев предложил также субсидировать тарифы на перелеты, чтобы люди могли переезжать в труднодоступные регионы, не опасаясь, что будут отрезаны от мира.

«Колмару» очень помогла инфраструктурная поддержка, признает Цивилев. Когда компания только начинала инвестировать в угольные шахты и на нее работало 800 человек (2014 г.), банки отказывались кредитовать, подрядчики отказывались от работ из-за низких цен на уголь и нестабильности рынка. Были опасения, что компанию придется закрывать, людей увольнять.

Но благодаря инфраструктурной поддержке удалось достроить ЛЭП до месторождения в Якутии, проложить дорогу, признает Цивилев. В итоге компании удалось выйти на добычу 6 млн т угля в год (к какому времени – Цивилев не уточнил), сейчас есть прибыль, отметил он.

Государство ищет способы увеличить частные капвложения в инфраструктуру, напомнил вице-президент «Алросы» Сергей Барсуков. Стимулом может стать предложенная Минфином стабилизационная оговорка: государство может пообещать через гражданско-правовой договор не ухудшать налоговые и тарифные условия для компаний, которые осуществляют инвестиции. Рассматривается возможность финансирования инфраструктуры за счет уплаченных налогов. Кроме того, может быть рассмотрен вариант дополнительных преференций для стимулирования инвестиций на Дальнем Востоке, сказал Барсуков.

Принцип «налог в обмен на инфраструктуру» уже давно обсуждается, отметил замминистра по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков. К следующему ВЭФу он должен заработать, надеется Крутиков.

Zhabua
18:07 11.09.2018
Инфраструктура инфраструктурой, а зарплата зарплатой. Если людям на дальневосточных стройках платить 50-80 тыс. руб. в месяц, то никакой дурак туда не двинет. До освоения вахтовым методом а ля Канада (с минимумом инфраструктуры, с немногочисленными высокооплачиваемыми, эксклюзивно набранными менеджерскими, инженерными и рабочими кадрами) либо не доросли, либо так пилить государевы и корпоративные деньги неудобно. На севере Канады сосредоточены 90% добычи железной руды, 50% - свинца, цинка, никеля, меди, урана. Где там не то что крупные, а хотя бы средние, от 100 тыс. населения, города? Rio Tinto Alcan тратит на это деньги? У нас же вахтами работают разве только китайские лесозаготовительные компании, из-за которых Дальний Восток уже изрядно облысел. В России нет ни нормального территориального планирования, ни стратегии пространственного развития ДФО. Какой смысл держать города, строить "под города" федеральные и региональные дороги, магистральные теплотрассы и водопроводы - в энцефалитной тайге при среднегодовой температуре -2-4? Никакое государство, никакие инвесторы этого не потянут. Имхо впору жителям Дальнего Востока предоставлять гектары в Центральной России, чтобы быстрее уезжали. В регионах ДФО должны быть приморские города, генерация, портовая и опорная энергетическая инфраструктура, вахтовые поселки в ТОРах для добычи сырья и его низкопередельной переработки, для инвесторов из Китай, Южной Кореи и Японии. Ну и военные, да на всякий случай побольше. А сверх того - никаких лишних людей. Понимаю, это крайне непросто. Территориальная и урбанистическая конверсия дальневосточных территорий - дело социально весьма болезненное. Но ни на что иное у страны денег нет (не принимать же всерьез разговоры о том, что надо, дескать, оставлять на Дальнем Востоке 50, а лучше 80% всего, что государство и корпорации там зарабатывают). Инвесторам же имитация в адовом климате стандартной жизни в российской средней полосе даже за счет государства не нужна.
00
Комментировать