«Домодедово» готово потратить 463 млрд рублей на взлетно-посадочные полосы

Аэропорт предлагает построить еще шесть, но пока ему с лихвой хватает и имеющихся двух
«Домодедово» может хватить имеющихся двух полос даже при двукратном росте пассажиропотока/ Станислав Красильников / ТАСС

Аэропорт «Домодедово» предлагает государству в рамках концессии вложить в аэродромную инфраструктуру 463 млрд руб. Средства пойдут на строительство еще шести взлетно-посадочных полос и перронов, передал «Интерфакс» со ссылкой на начальника управления Дирекции Московского транспортного узла Евгения Глумова. Более консервативный вариант развития предполагает строительство еще двух полос за 199,7 млрд руб., добавил Глумов.

«Это корректный порядок обсуждаемых затрат в рамках концессии», – говорит представитель «Домодедово». Текст распоряжения правительства о заключении концессионного соглашения обсуждается, добавил он.

Сейчас у «Домодедово» две полосы. Но строится еще одна стоимостью 12,85 млрд руб. за счет федерального бюджета. Она заменит одну из действующих полос. Сейчас аэродромы принадлежат государству. За их аренду столичные аэропорты платят сотни миллионов рублей в год. Минтранс же планирует передать аэродромы в концессию московским аэропортам. Концессионная плата будет символической – 1000 руб. в год, но аэропорты будут впредь сами строить новые аэродромные объекты и содержать старые.

По условиям концессии источником средств на аэродромы будет специальная надбавка к тарифу за взлет-посадку, который авиакомпании платят аэропортам.

Росавиация подготовила проект строительства третьей полосы в «Домодедово». Она должна строиться уже в рамках концессии, но сроки не известны. Третьей и четвертой полосами аэропорт планирует обзавестись к 2037 г., пятой – восьмой – к 2055 г., говорит человек, участвующий в обсуждении условий концессии. У крупнейшего аэропорта мира, Атланты, пять полос.

Председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев в интервью «Ведомостям» говорил, что даже третья полоса в «Домодедово» может быть излишней: с двумя полосами можно принимать 60 млн пассажиров в год, как, например, Хитроу, в «Домодедово» же пока 30 млн пассажиров, пояснял он.

«Домодедово» в 2015 г. уступил «Шереметьево» статус крупнейшего аэропорта страны, который удерживал 10 лет. В 2015–2016 гг. трафик «Домодедово» падал, в 2017 г. был небольшой рост до 30,5 млн человек (рекорд был в 2014 г. – 33 млн). В январе – июле этого года у аэропорта вновь был отток пассажиров: он принял 16,9 млн человек (-2,6%). Представитель «Домодедово» прогноз по трафику за весь 2018 год не называет. При этом авиаперевозки в стране растут, равно как и пассажиропоток во «Внуково» и «Шереметьево» (соответственно на 10, 19 и 13%).

«Домодедово» с двумя независимыми полосами может выполнять 70–90 взлетно-посадочных операций в час, сообщается на сайте аэропорта. В этом году пиковые нагрузки – в августе – достигали 47 операций в час, сообщала Госкорпорация по организации воздушного движения.

«Безусловно, «Домодедово» вернется к росту, но рост с учетом конкуренции не будет космическим, и трех полос, может быть, четырех аэропорту хватит еще на очень длительное время, – говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов. – Говорить о восьми полосах – это значит строить прогнозы на очень далекое будущее».

Иностранные авиакомпании, которыми всегда славилось «Домодедово», после кризиса 2015–2016 гг. в Россию толком так и не вернулись, а его крупнейшие российские авиакомпании – S7 и «Уральские авиалинии» – быстрее увеличивают перевозки из других аэропортов, отмечает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Московские аэропорты, и прежде всего «Домодедово», упустили появление конкурента в лице «Жуковского», не задушили его тарифами, продолжает эксперт. В этом году «Жуковский» планирует обслужить 1,2 млн человек. «Это отобранные у других аэропортов пассажиры», – констатирует Рыбак.

Исправленная версия. Уточнено количество взлетно-посадочных операций, которые может выполнять аэропорт «Домодедово».