«Уралвагонзавод» приостановил производство инновационных вагонов

Выпускать их одновременно с обычными вагонами сложно
На конвейере УВЗ достаточно проблематично одновременно выпускать инновационные и стандартные вагоны/ Донат Сорокин / ТАСС

Входящий в госкорпорацию «Рос­тех» «Уралвагонзавод» (УВЗ) в сентябре 2018 г. приостановил производство инновационных вагонов, продолжая выпускать обычные. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель УВЗ. По его словам, пауза в выпуске инновационных вагонов может продлиться до мая 2019 г. После чего будет приостановлен уже выпуск обычных вагонов – до тех пор «пока не будет понимания, что это необходимо рынку».

«На конвейере УВЗ достаточно проблематично одновременно выпускать инновационные и стандартные вагоны, – объясняет он. – Поэтому производство спланировано следующим образом: получили крупные заказы на один вид продукции – реализуем их, в это время формируется пакет заказов на другой». Других причин нет, заверяет представитель компании: «Сейчас есть спрос и на те и на другие вагоны. Когда выполним крупный заказ на стандартные вагоны, вернемся к производству инновационных, так как заказы есть». «Для нас важна равномерная загрузка предприятия на долгосрочную перспективу, для того чтобы можно было строить ритмичные планы развития продукции и мощностей для ее производства», – добавил он. По его словам, на инновационные вагоны до приостановки приходилось примерно 50% общего производства. Для кого и сколько УВЗ произвел вагонов в 2018 г., с кем обсуждаются новые контракты, он не раскрыл.

В 2017 г. УВЗ выпустил более 15 000 вагонов (90% из них – инновационные), план на 2018 г. – более 17 000 шт. (больше половины – с повышенной нагрузкой на ось), сообщал в феврале «Ростех».

Инновационные вагоны отличаются от обычных более высокой нагрузкой на ось: 25 т против 23,5 т. В таких вагонах можно перевозить больше грузов без увеличения нагрузки на железнодорожное полотно при движении за счет конструкции тележки. Среди других плюсов – увеличенный межремонтный пробег, более высокая скорость, сниженная оплата порожнего пробега и проч. По итогам девяти месяцев 2018 г. на уголь пришлось 76,5% перевозок в 25-тонниках, но их все активнее используют для перевозки металлов и прочих грузов, следует из исследования консалтингового агентства «Infoline-аналитика» о перспективах использования инновационных вагонов («Ведомости» с ним ознакомились). В парке полувагонов (самый массовый сегмент) по итогам 2018 г. доля инновационного подвижного состава вырастет на 2,6 п. п. до 19,6% (103 500 шт.), прогнозирует агентство.

Главный конкурент УВЗ в вагоностроении – компания ОВК – выпускает только инновационные вагоны. «Даже если кто-то придет и попросит выпустить для него 23,5 т, мы откажемся», – говорил в мартовском интервью «Ведомостям» гендиректор ОВК Роман Савушкин. Суммарно компания может выпускать до 22 000 вагонов в год. Мощности ОВК загружены на 100% вплоть до 2020 г., сказал в пятницу, 9 ноября, представитель компании.

Возможно, приостановка выпуска инновационных вагонов на УВЗ связана с тем, что завод договаривается о ценах с крупнейшими операторами – Федеральной грузовой компанией (ФГК, «дочка» РЖД) и Первой грузовой компанией (ПГК) Владимира Лисина, предполагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Ценовые споры могли привести к приостановке, соглашается человек, близкий к одной из операторских компаний. Текущие цены на 25-тонники он назвал «космическими».

В IV квартале 2018 г. новые инновационные вагоны в среднем стоили в России 3,6–3,9 млн руб. без НДС, по данным «Infoline-аналитики». По сравнению с 2017 г. они подорожали примерно на 20% из-за увеличения цен на металлопрокат и комплектующие (в первую очередь литье и колесные пары), говорится в исследовании. Примерно на столько же выросли цены обычных вагонов – до более 2,7 млн руб. Цены на типовые вагоны в 2019–2021 гг. стабилизируются, а на вагоны повышенной грузоподъемности продолжат рост и превысят 4 млн руб.

Представители ФГК и ПГК на вопросы «Ведомостей» не ответили.