«Газпром» почти достроил морскую часть «Турецкого потока»

Это самая сложная и дорогая часть $8-миллиардной мегастройки
«Газпром» почти достроил морскую часть «Турецкого потока»/ Михаил Метцель / ТАСС

Трубоукладчик Pioneering Spirit вплотную приблизился к турецкому побережью в районе поселка Кыйыкей, свидетельствуют данные портала marinetraffic.com. На момент подготовки номера он находился на расстоянии около 10 км от берега, на который должны быть выведены обе нитки нового трубопровода «Газпрома». Церемония окончания этого этапа строительства трубы намечена на понедельник, 19 ноября, президенты стран Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган собираются наблюдать за ней из Стамбула в режиме телеконференции, сообщали «Известия» со ссылкой на помощника президента России по международным делам Юрия Ушакова.

Что означает «завершение строительства морской части», представители турецкой Botas и Минэнерго не уточняют. «Речь идет о завершении работ Pioneering Spirit, останется подключение к береговым сетям», сообщил представитель «Газпрома». Для начала поставок необходимо достроить на турецком берегу принимающую компрессорную станцию (строит британская Petrofac) и закончить наземную часть трубопровода в Турции, эти работы «идут в соответствии с графиком», говорят «Газпром». Ввод «Турецкого потока» в эксплуатацию планируется в конце 2019 г.

95% (1775 км) морского участка трубы уже уложено в Черное море, сообщал «Газпром» 26 октября. При общей протяженности подводной части «Турецкого потока» 1820 км и средней скорости укладки 4–5 км в сутки достроить оставшиеся 45 км Pioneering Spirit мог в начале ноября. Обычно небольшой участок сваренных в нитку труб заранее протягивают на берег с помощью мелководного трубоукладчика, затем с ним стыкуют глубоководную часть трубы.

«Турецкий поток» – один из двух экспортных мегапроектов «Газпрома», ориентированных на европейский рынок. «Северный поток – 2» должен добавить 55 млрд куб. м транспортных мощностей, черноморская труба ориентирована в первую очередь на страны Южной и Юго-Восточной Европы. Эта труба – наследница «Южного потока», который «Газпром» даже начал строить, но в 2014 г. остановил из-за выхода Болгарии из проекта. В результате количество ниток трубы сократили с четырех до двух, мощностью 15,75 млрд куб. м в год каждая, и решили проложить их в Турцию. Она стабильно входит в тройку крупнейших потребителей российского газа, и проект не подкосило даже резкое обострение отношений между странами после того, как турецкий истребитель сбил над Сирией российский Су-24.

Первая нитка «Турецкого потока» предназначена для снабжения внутреннего рынка самой Турции. Вторая должна пройти транзитом в страны Южной и Юго-Восточной Европы. «Рассматриваются два варианта продолжения газопровода по территории Турции для поставок газа в Евросоюз — до границы с Болгарией и Грецией», — говорит представитель «Газпрома». Наиболее вероятный вариант маршрута – Болгария – Сербия – Венгрия – Австрия, считают эксперты. Поставки по первой нитке трубопровода смогут заместить те, что сейчас идут через Украину и Болгарию.

Капитальные затраты на строительство трубы «Газпром» оценивает примерно в $8 млрд. Если вспомнить историю проекта – то, что он вышел из «Южного потока», – его реальная стоимость намного выше, более $10 млрд, согласен директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

С учетом инвестиций в «Южный поток» затраты на трубу за 2012–2018 гг. могут составить $10,28 млрд, следует из данных «Интерфакса» о ежегодном освоении инвестпрограммы. Кроме того, итальянская Saipem требует с South Stream Transport B.V. 615 млн евро (около $700 млн) неустойки за разрыв контракта на укладку морской части «Южного потока». В мае «Газпром» сообщил об одновременном подписании протокола о сухопутном участке второй нитки «Турецкого потока» и урегулировании арбитражного спора с турецкой Botas, длившегося с октября 2015 г. Второе соглашение предусматривает ретроспективный пересмотр цены поставок российского газа в 2015 и 2016 гг. – это фактически означает, что «Газпром» вернет Турции около $1 млрд накопленной переплаты, говорил Эрдоган.

«Любой новый проект необходимо оценивать с учетом уже понесенных затрат – они не должны учитываться в новой себестоимости транспортировки, так как вернуть их не удастся в любом случае, – говорит аналитик энергетического центра «Сколково» Александр Собко. – В данном случае таких расходов много: уже был построен сухопутный коридор по России, закуплены трубы для морской части. С учетом этих расходов, которые уже в любом случае понесены, транспортировка по новому маршруту окажется дешевле украинского коридора».