Чиновник Минпромторга возглавит гражданское авиастроение

Равиль Хакимов станет президентом корпорации «Иркут»
«Иркут» – один из двух крупнейших субхолдингов ОАК, выпускает истребители Су-30 и сертифицирует гражданский среднемагистральный лайнер МС-21/ Иркут

Президентом корпорации «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) будет назначен директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Равиль Хакимов. Об этом «Ведомостям» рассказали три человека, близких к ОАК, и федеральный чиновник.

Назначение должно состояться в ближайшее время, Хакимов ненадолго уйдет в отпуск с последующим увольнением из министерства, а затем выйдет на работу в «Иркут», добавляют два собеседника. «Ростех» согласовал и поддержал решение о назначении Хакимова, подтвердил «Ведомостям» представитель госкорпорации.

Президентом «Иркута» с 2017 г. по совместительству является президент ОАК Юрий Слюсарь. Полтора года, пока готовилась концепция гражданской «дочки» ОАК, Слюсарь руководил и гражданским дивизионом, объясняет человек, близкий к корпорации: «Теперь, когда все решения приняты и корпоративные процедуры объединения на базе «Иркута» запущены, необходимость в этом отпала».

Хакимов также станет вице-президентом ОАК по гражданской авиации, добавил собеседник.

«Иркут» – один из двух крупнейших субхолдингов ОАК, выпускает истребители Су-30 и сертифицирует гражданский среднемагистральный лайнер МС-21, коммерческие поставки которого должны начаться в 2021 г. На базе «Иркута» ОАК создаст холдинг гражданского самолетостроения, присоединив к нему «Гражданские самолеты «Сухого» (ГСС, выпускает ближнемагистральный самолет SSJ100) и несколько других компаний гражданской тематики, рассказывал «Ведомостям» Слюсарь.

Параллельно с наращиванием выпуска МС-21 (на плановые 72 штуки в год должны выйти на шестой год выпуска) будет сворачиваться производство истребителей, «Иркут» станет исключительно гражданской компанией, говорил Слюсарь.

По его словам, планируется вывести гражданский холдинг на выпуск 120–130 судов в году, основу портфеля составят МС-21. Впоследствии ОАК снизит долю в гражданской «дочке» ниже контрольной (это выведет ее из-под наложенных на ОАК санкций), акционерами должны стать госбанки – ВЭБ, Сбербанк, возможно другие.

Таким образом, Хакимов будет руководить всем гражданским авиастроением России. «Хакимов работал в бизнесе, промышленности, в том числе в авиастроении, имеет опыт федеральной госслужбы», – объясняет логику назначения федеральный чиновник. Есть уверенность, что он сумеет мобилизовать гражданское авиастроение, преодолеть разногласия внутри отрасли, добавляет собеседник.

Хакимов в 2007–2010 гг. работал на руководящих должностях в «Амурупрдоре», на Казанском заводе точного машиностроения, в «Радиоприборе». В 2010–2018 гг. в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) поднялся от начальника отдела до заместителя гендиректора. Весной 2018 г. назначен директором департамента Минпромторга.

КРЭТ – один из крупнейших холдингов госкорпорации «Ростех», включает 97 предприятий, производит радиоэлектронное оборудование для всего российского авиастроения. ОАК в конце 2018 г. по указу президента тоже вошла в «Ростех».

Хакимов, безусловно, человек «Ростеха», сказал один из собеседников в ОАК. Впрочем, едва ли можно говорить об усилении позиции госкорпорации, ведь президент ОАК Слюсарь – человек [министра промышленности и торговли Дениса] Мантурова и [гендиректора «Ростеха» Сергея] Чемезова.

Были ли другие кандидаты в президенты «Иркута», собеседники «Ведомостей» не говорят.

На определенном этапе как вариант не мог не рассматриваться президент «Гражданских самолетов «Сухого» Александр Рубцов, рассказал человек, близкий к ОАК. Рубцов – известный человек в авиастроении, в 1990-е создал первую авиализинговую компанию в России «Ильюшин финанс Ко.» (ИФК) и остается ее гендиректором.

В 1990-е и 2000-е гг. ИФК за счет заказов на пассажирские суда Ту-154, Ту-204/214, Ил-96 помогла выжить всему авиастроению, которое тяжело переживало нехватку гособоронзаказа.

Однако Рубцов хочет уйти даже из ГСС, которую возглавил в сентябре 2017 г., но нет замены, уверяют четверо его знакомых. Рубцову надоело бороться с застарелыми проблемами ГСС, созданными или не решенными предшественниками, говорят двое из собеседников. Главная проблема – отсутствие системы послепродажного обслуживания SSJ100, что до сих пор не позволяет эффективно эксплуатировать этот лайнер, который поставляется авиакомпаниям уже девять лет.

Рубцову предложено стать вице-президентом «Иркута» после присоединения ГСС к корпорации, знает человек, близкий к ОАК.

Представители вице-премьера Юрия Борисова, Минпромторга, ОАК, ГСС и «Иркута» на запросы «Ведомостей» не ответили.