Структура ОАК взыскивает с аэропорта «Жуковский» 300 млн рублей

Это долг за пользование аэродромом, сумма претензий может вырасти в разы
Структура ОАК взыскивает 300 млн руб. с аэропорта «Жуковский»/ Кирилл Каллиников / РИА Новости

100%-ная «дочка» Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) – Летно-исследовательский институт им. Громова (ЛИИ) подал иск на 162,6 млн руб. к компании «Рампорт аэро», владеющей и управляющей аэропортом «Жуковский». Об этом говорится в картотеке судебных дел. Арбитражный суд Московской области начнет его рассмотрение 29 апреля. Деталей иска в материалах суда нет.

Иск связан с платой за использование взлетно-посадочной полосы в 2017 г., рассказали представители «Рампорт аэро» и ОАК.

Аэропорт «Жуковский» заработал в сентябре 2016 г. Но он владеет лишь терминалом. Взлетно-посадочная полоса принадлежит ЛИИ. Этот институт является головной организацией российской авиационной отрасли по летным исследованиям и испытаниям летательных аппаратов. В частности, здесь проходил испытания новейший российский среднемагистральный самолет МС-21.

ЛИИ как владелец полосы отказался заключать долгосрочный договор аренды аэродрома, говорит представитель «Рампорт аэро». Вместо этого стороны заключили агентский договор. По нему аэропорт продает авиакомпаниям услуги ЛИИ за взлет-посадку. При этом под угрозой остановки аэропорта, который только-только начал обслуживать первые рейсы, был подписан план по сборам на 2017 г. – 294 млн руб., продолжает представитель «Рампорт аэро».

Но за 2017 г. аэропорт перечислил ЛИИ только 68 млн руб. Это абсолютно все сборы с авиакомпаний за взлет-посадку, ведь пассажиропоток «Жуковского» составил всего 460 000 человек, продолжает представитель «Рампорт аэро». ЛИИ же пытается взыскать разницу между этой суммой и подписанным сторонами планом плюс пени.

Первый иск на 142 млн руб. за часть доходов 2017 г. ЛИИ подал еще в 2017 г. и выиграл в двух инстанциях. Сейчас решение обжалуется в кассации, следует из картотеки арбитражных дел. Сейчас подан иск на вторую часть суммы – 162,5 млн за остаток по платежам за 2017 г.

За 2018 г. аэропорт перечислил ЛИИ 139 млн руб., так как трафик вырос до 1,16 млн человек. Прогноз на этот год – 200 млн руб., говорит представитель «Рампорт аэро».

Аэропорт считает эти отношения кабальными и план по сборам на 2018 и 2019 гг. подписывать отказался. Ведь за этот год ЛИИ хотел получить 280 млн руб. Но теперь ЛИИ не угрожает остановкой, так как аэропорт показывает хорошую динамику выплат, добавляет представитель «Рампорт аэро».

Большинство гражданских аэродромов России принадлежат Росавиации. По данным ГосНИИ гражданской авиации, аэропорты с трафиком от 1 млн человек в год и выше платят за аренду аэродрома 10–20 млн руб. Только московские аэропорты, крупнейшие в стране, заплатили больше. Но их трафик во много раз выше.

Все арендаторы еще и несут расходы на содержание аэродромов, уборку снега, у московских аэропортов они могут достигать 1 млрд руб. в год, говорит человек, близкий к ОАК. «Рампорт аэро» как агент на содержание ничего не тратит, добавляет он. А у ЛИИ расходы большие, ведь его полоса – самая длинная в Европе (5 км), а агентская плата «Жуковского» расходы не покрывает.

Аэропорт не раз предлагал сам чистить полосу, это обходилось бы максимум в 120 млн руб. в год, парирует представитель «Рампорт аэро». Но ЛИИ отказывается, ссылаясь на секретность своих объектов.

Это обычный спор хозяйствующих субъектов. Стороны добровольно заключили соглашение, в связи с невозможностью его исполнения со строны «Рампорт аэро» ЛИИ прибегнул к легитимному инструменту арбитражного разбирательства, говорит представитель ОАК. Невозможность договориться во внесудебном порядке вынудила ЛИИ подать иски. Представитель ОАК не уточняет, планирует ли институт требовать компенсации за 2018–2019 гг. «Ростех» в курсе конфликта, заявил лишь представитель госкорпорации.

Если аэропорт считает соглашение кабальным, то его надо было оспаривать в течение года после заключения, говорит управляющий партнер юрфирмы «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Ковалев. Сейчас срок давности истек. Но ответчик может попытаться доказать в суде, что требуемые штрафы несоразмерно велики: если аэропорт как агент делал все возможное для привлечения авиакомпаний, не допускал явных ошибок в деятельности, то штрафы должны быть ниже или вовсе отсутствовать, несмотря на соглашение, добавляет Ковалев.