Продажи пива продолжают расти и после чемпионата мира по футболу

Помогли стабильность законодательства и спрос на крафтовое и безалкогольное пиво
Футбол уехал, а пиво осталось/ Евгений Разумный / Ведомости

Продажи пива в России в I квартале, по данным Nielsen, выросли на 5,8% до 100,1 млрд руб., а в натуральном выражении – на 3,4% до 102,5 млн дал. Эти данные учитывают розничные продажи в городах. Официальная статистика подтверждает тенденцию: по данным Росалкогольрегулирования (РАР), розничные продажи пива выросли на 6,4% до 132,5 млн дал. Росстат зафиксировал также рост производства: на 2,3% в январе – апреле – до 229 млн дал.

До этого пивной рынок не рос более 10 лет, за это время продажи сократились более чем на треть и в 2018 г. составили 645,3 млн дал. Пивовары связывали это с ужесточением законодательства.

Ситуация начала меняться в прошлом году. Датская Carlsberg Group по итогам 2018 г. заявила о росте рынка на 3% из-за хорошей погоды в летние месяцы и чемпионата мира по футболу. Однако, по данным РАР, продажи в прошлом году все еще сокращались – на 2,2%. По итогам года пивовары предупреждали, что всплеск продаж касался лишь прошлого года, призывая не судить по нему о смене тренда.

Ранее Heineken сообщила о значительном – более чем на 10% – росте продаж в России в I квартале за счет продаж премиального пива и начала продаж брендов Miller Genuine Draft и Staropramen (компания получила эксклюзивные права на них). AB Inbev Efes растет быстрее рынка, а большая часть премиальных брендов – двузначными темпами, говорит представитель компании Ораз Дурдыев, не приводя цифр.

У Carlsberg в России продажи в I квартале, наоборот, сократились – на 4%, сообщал на телеконференции президент компании Кеес ’т Харт. По его словам, условия в России сложные – в IV и I кварталах розничные цены выросли на 5–6%, в частности, из-за роста НДС на 2 процентных пункта и дополнительного повышения цен для компенсации возросших затрат. Компания предложила большее, чем ожидали ритейлеры, повышение цен, их пришлось дополнительно согласовывать, поэтому отгрузок некоторым клиентам какое-то время не было, объясняет представитель «Балтики» (входит в Carlsberg), но вопрос уже решен. Кроме того, I квартал не показателен, поскольку на него приходятся минимальные продажи, подчеркивает он.

По мнению Nielsen, рынок растет во многом за счет нишевых сортов – безалкогольного пива, пива с различными вкусами и др. У «Балтики» продажи основного безалкогольного бренда «Балтика 0» выросли на 12%, крафтовых и специальных сортов – на 56%. Представитель Heineken Кирилл Болматов оценивает рост продаж безалкогольного пива в России в 14,8% в натуральном выражении за I квартал год к году, оно также помогает росту. Его популярность растет из-за тренда на спорт и здоровый образ жизни, считает Дурдыев.

Продажи пива растут также из-за того, что в 2019 г. пока не ужесточалось законодательство, полагают член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин и Дурдыев. Однако в последнее время такие меры стали обсуждаться – маркировка пива, введение реестра производителей, минимальные розничные цены (МРЦ) и т. д. Их реализация потребует значительных инвестиций, что приведет к удорожанию пива и, как следствие, сокращению рынка, считает представитель «Балтики». Если государство не будет ужесточать законодательство, то можно рассчитывать на продолжение роста, в противном случае рынок может снова оказаться в минусе, полагают Дурдыев и Небольсин. Представители крупных розничных сетей (X5 Retail Group, «Ашана», «Магнита», «Ленты», «Дикси») на вопросы не ответили.

На рабочей группе в Минфине обсуждался вопрос изменения регулирования отрасли, чтобы сделать его «более упорядоченным», сказал представитель Минфина. Рассматривался законопроект о реестре пивоваров – ведомство соберет предложения отрасли по его доработке. Когда и в каком виде он может быть принят, говорить преждевременно. Решение о введении МРЦ на пиво не принято – это можно делать, только если это будет консолидированная позиция отрасли, а маркировка пива и вовсе не обсуждается, заверил представитель Минфина.