Владелец магазинов re:Store и Nike открыл новый бизнес

Inventive Retail Group начала сдавать в лизинг смартфоны и другую технику
Inventive DLM предоставляет другим компаниям в лизинг мобильные устройства, компьютерную и офисную технику/ Максим Стулов / Ведомости

Inventive Retail Group, в которую входят сети магазинов re:Store, Samsung, Lego, Nike и др., создала новую компанию – Inventive DLM. Она предоставляет другим компаниям в лизинг мобильные устройства, компьютерную и офисную технику, управляет их IT-инфраструктурой, поставляет программное обеспечение и т. д., т. е. оказывает DaaS-услуги (Device-as-a-Service, устройство как сервис). Об этом «Ведомостям» рассказала представитель группы Людмила Семушина.

Inventive DLM сдает в лизинг смартфоны и планшеты Apple, Samsung и др., компьютеры и ноутбуки HP, Lenovo, Dell, офисную технику и проч., перечисляет Семушина. За технику партнер платит ежемесячный взнос.

До сих пор это было лишь одним из направлений в Inventive Retail. На него приходилось не более 5% продаж группы юридическим лицам, рассказывает Семушина, но не называет абсолютных показателей.

Выручка Inventive Retail за 2018 г. – 66,64 млрд руб. с НДС. По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, на продажи юридическим лицам могут приходиться единицы процентов выручки группы.

Среди клиентов новой компании Inventive Retail, по словам Семушиной, – крупнейший продавец стройматериалов и товаров для дома в России «Леруа Мерлен». Других она назвать отказалась. Представитель ритейлера подтвердил сотрудничество с Inventive DLM.

Весной 2019 г. «Леруа Мерлен» выдала сотрудникам для консультирования клиентов более 30 000 смартфонов, взятых в лизинг у Inventive Retail. Покупка была бы слишком большой инвестицией, которая оправдалась бы не скоро, а через год-два пришлось бы обновлять парк мобильных устройств, говорит руководитель проектов дирекции по организации операций и информационным системам Leroy Merlin Vostok Ольга Дубровская: «Сразу же было решено взять устройства в лизинг».

Сейчас, по словам Дубровской, на российском рынке подобных предложений мало: «Нужна комплексная проработка бизнес-составляющей, и финансовой, и технологической, – это не просто закупка. Идея «устройство как сервис» подразумевает расширение гарантии, страховку, подмену неисправных устройств, ремонт, обновление».

По данным Inventive Retail, среди крупных игроков рынка DaaS-услуг сейчас помимо нее самой Softline, Oldi, Anten, МТС и др. Последняя предоставляет по схеме DaaS некоторое оборудование по отдельным проектам, говорит представитель МТС: например, датчики для интернета вещей, роутеры и модемы. «Намерены развивать это направление и в части пользовательского оборудования – например, смартфонов или компьютеров», – обещает собеседник «Ведомостей».

Розничные сети – основной потребитель DaaS-услуг, по данным Inventive Retail. Эта отрасль активно цифровизируется, в том числе и в логистике, как на уровне складов и курьеров, так и на уровне магазинов, напоминает Бурмистров. Процессы становятся более технологически сложными и линейным сотрудникам нужно все больше девайсов, говорит он. Например, необходимо оперативно получать данные о наличии товара на полке или складе. В торговом зале смартфон или планшет, по словам Бурмистрова, позволяет продавцам предоставлять покупателям более качественные консультации о товаре.

«Леруа Мерлен» – один из первых крупных ритейлеров, который массово выдает персоналу магазинов смартфоны, но в дальнейшем по этому пути будут идти и другие сети, считает Бурмистров: спрос на DaaS-услуги будет очень большой.

К 2022 г. до 50% корпоративных продаж будет производиться по модели DааS, прогнозирует Семушина.

Для Inventive Retail DaaS-услуги – хороший альтернативный канал работы, отмечает Бурмистров: этот бизнес существенно менее зависим от промоакций, спрос довольно стабилен. Кроме того, после подъема в продажах техники и электроники в 2018 г. 2019 год будет сложнее и ритейлу нужно искать новые ниши.

В ближайшее время на рынке DaaS-услуг может ужесточиться конкуренция, на него могут выйти и другие розничные игроки в сфере бытовой техники и электроники, предупреждает Бурмистров. У крупнейшей сети магазинов техники и электроники в России – группы компаний «М.видео-Эльдорадо» такого бизнеса сейчас нет, говорит представитель сети Валерия Андреева. По ее словам, основа бизнес-модели «М.видео-Эльдорадо» – розничные продажи техники и электроники: «И потенциально нам могут быть интересны те проекты, которые комплементарны нашему основному бизнесу».