«Транснефть» оценила убытки от изменения регулирования тарифов

Убытки возникнут только при несогласованных расходах, уверена ФАС

«Транснефть» оценила потери от возможного принятия законопроекта о госрегулировании тарифов, который разработали Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития. По расчетам компании, максимальная сумма убытков по изменению только учета амортизации может составить более 250 млрд руб., сообщил «Ведомостям» представитель «Транснефти».

Изменить регулирование тарифов поручал президент Владимир Путин в августе 2018 г. Сейчас цены на тарифы регулируют более 20 федеральных законов и 100 подзаконных актов, рассказывал «Ведомостям» замруководителя ФАС Сергей Пузыревский: законопроект должен установить «единые правила игры». В проекте закона приоритет за методом сравнительного анализа – он же метод эталонных затрат. Методики расчета эталонов на уровне законопроекта нет. Она предполагает определение факторов, влияющих на деятельность компании, из которых после выделяется ряд групп и для каждой закрепляется усредненный тариф – эталон, знает заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Александр Эпштейн: каждая сфера регулируется отдельно. Принимать тарифы предлагается на пять лет, а не на год, как сейчас. Исключение – рост налогов или снижение тарифа из-за невыполнения инвестиционных, производственных и ремонтных программ.

О возможных убытках «Транснефть» пишет в отзыве на законопроект, который был сформирован по поручению от 14 июня 2019 г. «Ведомости» ознакомились с копией документа, его подлинность подтвердил представитель «Транснефти». Кто именно запрашивал отзыв, он не уточнил. ФАС документ не получала, сказал «Ведомостям» представитель ведомства. Минэкономразвития обращение получало и рассматривало, отметил представитель министерства.

Убытки компании могут быть вызваны изменением учета амортизации в расчете тарифов, говорится в отзыве. Сейчас расходы на нее учитываются в числе операционных, но по законопроекту их перенесут в инвестрасходы. Они могут быть ограничены правительством, написано в тексте проекта. Изменение приведет к неполному учету амортизации в регулируемых тарифах, сообщает в отзыве «Транснефть». На 2019 г. компания оценивает амортизацию в 255 млрд руб., сказал ее представитель. Из-за изменений не исключена нехватка средств для восстановления и реконструкции инфраструктуры, говорится в отзыве. На нее компания планирует потратить в 2019 г. 247 млрд руб., отметил ее представитель.

Амортизация будет включаться в тариф, если за счет нее будет финансироваться инвестпрограмма, поясняет представитель ФАС. В результате такого подхода компании теряют возможность распоряжаться этим источником самостоятельно и направлять его на операционные затраты, предупреждает директор по правовым вопросам «Российских коммунальных систем» Григорий Терян. Также возникают риски искусственного снижения тарифа и дополнительного контроля над расходами, добавляет он. Учитывать амортизацию в составе инвестрасходов министерство не предлагало, говорит представитель Минэкономразвития.

Сложно сказать, как будут выглядеть тарифы «Транснефти», рассчитанные по новым правилам, замечает старший директор отдела корпорации Fitch Дмитрий Маринченко. Не совсем понятен учет уже понесенных капрасходов компании, для финансирования которых в теории привлекались кредитные средства, объясняет он: здесь государство оставляет за собой место для маневра. Законопроект гарантирует возврат средств, вложенных до вступления его в силу, по тем нормам, которые действовали на момент инвестирования, заверяет представитель ФАС. После начала действия документа амортизацию будут учитывать в тарифах при утверждении инвестпрограммы, уточнил он: убытки могут возникнуть только в случае несогласованных расходов. «Убытков не прогнозируем», – лаконичен представитель Минэкономразвития. Бесконтрольный учет амортизации в составе тарифов приводит к неэффективному инвестированию, а также к значительному повышению себестоимости услуг и ухудшению их качества, резюмирует представитель ФАС.

«Транснефть» указала в отзыве и на другие возможные потери. Среди них, например, отсутствие возможности применения согласованных надбавок и неполный учет расходов на капвложения. Какими могут быть финансовые потери по этим статьям, представитель «Транснефти» назвать затруднился.

Убытки компания предлагает компенсировать за счет госбюджета, говорится в отзыве. Представитель Минфина сказал, что министерство не занимается регулированием тарифов, и переадресовал вопрос о возможной компенсации в ФАС. Ведомство не уполномочено регулировать бюджетные отношения, ответил его представитель. Компенсировать убытки конкретных компаний – это не задача федерального бюджета, уверена Александра Суслина из Экономической экспертной группы. К тому же наряду с теми компаниями, которые понесут убытки, будут и те, которые выиграют: как поступать бюджету с последними, тоже непонятно, говорит она.

Замечания «Транснефти» полностью поддержало Минэнерго, говорится в письме: предложения по доработке высказали Российский союз промышленников и предпринимателей, а также «Газпром», РЖД и «Россети». Министерство и компании не ответили на запросы «Ведомостей». ФАС неоднократно получала замечания «Транснефти», сказал представитель ведомства: отдельные замечания признаны обоснованными. Доработанная версия законопроекта была внесена на рассмотрение в правительство в апреле («Ведомости» ознакомились с его содержанием). Обсуждаются подзаконные акты к нему, говорил собеседник «Ведомостей», знакомый с ходом их проработки.

Эталоны упрощают формирование тарифов, позволяют оценить, насколько они высокие или низкие, объясняла руководитель экспертного совета при комитете по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Ирина Булгакова. Но текущая версия законопроекта предлагает брать не лучшее, а среднее, говорил Эпштейн. Вряд ли идея применения новой методики в существенном изменении тарифов, говорит Маринченко: очевидно, они должны учитывать понесенные компаниями инвестрасходы.

Теоретическое снижение тарифов на 250 млрд руб. ежегодно могло бы привести к падению прибыли и операционных денежных потоков «Транснефти», отмечает он: EBITDA компании упала бы более чем в два раза. В 2018 г. показатель составил 434 млрд руб. Если законопроект действительно принесет такие потери, то настолько ли он хорош, задается вопросом Суслина: по идее, новые правила должны, напротив, способствовать экономическому росту. Но есть и другая сторона, замечает эксперт: бизнес всегда против любых изменений и ужесточения регулирования. Обычно они готовы задействовать любой лоббистский ресурс, продолжает Суслина: важно понять, действительно ли убытки так значительны или это просто история о начале торга об очередных льготах.

Но, вероятно, расчет будет построен так, чтобы сохранить баланс интересов между объектами регулирования и потребителями их услуг, заключает Маринченко. «Не думаю, что законопроект примут, если он будет приносить серьезные потери для таких компаний, как «Транснефть» или «Газпром», – соглашается Суслина: экономика страны сырьевая, а эти компании – основные источники ее роста, в остановке которого никто не заинтересован.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more