Статья опубликована в № 4867 от 01.08.2019 под заголовком: «Роснефть» взялась за независимые АЗС

«Роснефть» покупает крупную сеть АЗС в Санкт-Петербурге

Госкомпании достался один из старейших игроков на этом рынке – Петербургская топливная компания

«Роснефть» покупает 100% акций Петербургской топливной компании (ПТК), сообщила госкомпания. ПТК – крупнейший независимый топливный оператор Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ее заправки есть также в Республике Карелии, Мурманской, Новгородской, Псковской и Тверской областях. Всего у компании 141 АЗС, две нефтебазы и 125 бензовозов. Сумму сделки «Роснефть» не сообщает.

По данным Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, доля ПТК на топливном рынке города составляет около 17% (по численности заправок). Больше доля только у «Лукойла» – 24%, у «Роснефти» – 10%. Таким образом, после сделки госкомпания будет крупнейшим игроком в регионе.

ПТК создана в 1994 г. по инициативе городских властей после череды топливных кризисов – на АЗС выстраивались огромные очереди. Среди 21 учредителя (по 4,76%) компании были комитеты по управлению госимуществом Петербурга и Ленобласти, банк «Россия», Морской порт Санкт-Петербург, «Пулково», ОЖД и т. д.

Через некоторое время контроль над ПТК перешел к авторитетному бизнесмену Владимиру Барсукову (Кумарину), рассказывали источники «Ведомостей». Барсуков считается лидером так называемой тамбовской организованной преступной группировки. В 2007 г. он был арестован, а в 2009 г. приговорен к 14 годам заключения. Впоследствии срок вырос до 24 лет. В апреле этого года следователи предъявили ему обвинение в убийстве депутата Госдумы Галины Старовойтовой в 1998 г.

Сам Барсуков в 2009 г. передавал «Ведомостям», что был лишь вице-президентом ПТК, но ее совладельцем – никогда. Представитель компании тогда также утверждал, что Барсукова среди ее акционеров никогда не было.

В числе совладельцев ПТК была и фирма друга юности президента России Владимира Путина Виктора Хмарина – «Вита-Х». Она владела 5% компании.

ПТК уже приобретена, уточнил представитель «Роснефти». Сделку еще должна одобрить Федеральная антимонопольная служба (ФАС), отмечает близкий к одному из участников сделки человек. Представитель ФАС не ответил «Ведомостям», поступал ли запрос от компаний.

С 2007 г. ПТК контролировали совладельцы петербургского Горбанка – супруги Андрей и Ольга Голубевы, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Их представитель не ответил на вопросы «Ведомостей».

После того как «Роснефть» купит активы ПТК, «на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области будет образована крупная розничная сеть с равномерным географическим распределением АЗС», приводятся в сообщении «Роснефти» слова вице-президента по развитию розничного бизнеса и внутреннего рынка «Роснефти» Аврил Конрой.

На конец прошлого года у «Роснефти» было 2897 АЗС в России. После приобретения 141 АЗС ПТК «Роснефть» увеличит свою сеть почти на 5%.

Эксперты расходятся во мнении, сколько может стоить ПТК. Весь бизнес можно оценить исходя из $500 000 за одну АЗС, или 4,5 млрд руб. по нынешнему курсу, говорит начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский. С ним не согласен вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. Он полагает, что одну АЗС ПТК можно оценить в среднем в $2,3 млн, а весь бизнес может стоить до 21,2 млрд руб.

Гусев считает, что «ситуация на рынке АЗС такова, что подобные бизнесы надо продавать не глядя: цены на заправках ограничены негласным соглашением нефтяников с правительством, а оптовые цены находятся под влиянием стоимости нефти и курса доллара к рублю». Таким образом, доходность бизнеса может сильно колебаться от месяца к месяцу и «прогнозировать долгосрочное его развитие не представляется возможным». Для «Роснефти» же это возможность контролировать денежные потоки и привлекать клиентов. Компания может позволить себе частично субсидировать розничный бизнес за счет нефтедобычи, говорит Гусев.

Дмитрий Даугавет
09:23 01.08.2019
Последние лет десять в Петербурге была относительно неизменная структура розничного рынка автомобильного топлива. Лишь около 50% АЗС и около 60% продаж приходились на сети заправок, принадлежащие крупным нефтяным компаниям (Лукойл, Роснефть, Газпромнефть, Сургутнефтегаз, Татнефть – так называемые ВИНКи – вертикально интегрированные нефтяные компании, объединяющие добычу нефти, ее переработку и продажу топлива). Остальные 50% АЗС и 40% объема продаж приходились на независимые от ВИНК компании, покупающие топливо оптом у ВИНК и конкурирующие с ними в рознице (ПТК, Несте, Шелл, Сёкрл Кей, Фаэтон). Им принадлежала и часть инфраструктуры хранения топлива (нефтебаз): Ручьи (ПТК), Бронка (Несте). Но теперь, в 2019, структура резко меняется. Практически вся инфраструктура розничных продаж оказывается у крупных нефтяных компаний (ВИНК): «Несте» продала сеть «Татнефти» и уходит из России (при внешнем сохранении бренда у АЗС), ПТК продана «Роснефти». Теперь у ВИНКов в Петербурге уже не 52%, а 79% из 480 АЗС. Из независимых остались только небольшие сети – Шелл (38 АЗС), Фаэтон (24), Сёркл Кей (12).
00
Комментировать
Читать ещё
Preloader more