Поддержку зеленой энергетики привяжут к экспорту оборудования

В разные годы доля экспорта российских производителей может составить от 5 до 30%
Максим Стулов / Ведомости

Минпромторг ищет минимально допустимую долю экспорта при производстве оборудования для возобновляемой энергетики. На совещании 8 октября министерство поручило Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) и ассоциации «Гидроэнергетика России» подготовить свои предложения до 15 октября. «Ведомости» ознакомились с копией протокола совещания, его достоверность подтвердил представитель министерства.

Возобновляемая энергетика в России строится по договорам предоставления мощности (ДПМ), которые гарантируют инвесторам доходность 12% за счет повышенных платежей потребителей. Действие программы заканчивается в 2024 г., к этому времени должны построить около 5,4 ГВт зеленых мощностей. В правительстве обсуждают продление механизма до 2035 г. Председатель правления УК «Роснано» Анатолий Чубайс в 2018 г. говорил, что для развития отрасли нужно построить еще 10 ГВт зеленых мощностей. С такими же предложениями выступало Минэкономразвития. Но сейчас в правительстве обсуждают другие параметры: программу решили ограничить инвестициями в 400 млрд руб. в течение 11 лет. По подсчетам «Совета рынка», этого хватит на строительство еще примерно 5,4 ГВт.

Новая программа должна быть привязана к экспорту оборудования (об этом говорил вице-премьер Дмитрий Козак). Предполагается, что инвесторы должны использовать оборудование производителей, которые продают часть продукции за рубеж. Минпромторг предлагал установить на 2025–2027 гг. долю экспорта в 10% от суммы капитальных затрат на строительство российских станций, в 2028–2030 гг. – 20% и 30% – в 2031–2035 гг., рассказали три участника совещания. При таком подходе экспорт мог составить 85–90 млрд руб. до 2035 г., посчитал аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр: «Такие объемы легко могут вместиться в планы поставок в Казахстан и прочие страны Таможенного союза».

Представители отрасли с этим не согласились и, поскольку обсуждаемый размер программы уменьшился почти в два раза, предложили так же уменьшить экспортную квоту, сказали два собеседника «Ведомостей». На совещании решили, что участники должны представить свои предложения, на основе которых с учетом обсуждений и будет приниматься решение, сказал представитель министерства.

Требования по экспорту предполагают, что инвестору придется договариваться с производителями оборудования, чтобы те поставляли свою продукцию на внешний рынок, рассуждает председатель Российской ассоциации ветроиндустрии Игорь Брызгунов: «Аналогичная схема была с требованиями по локализации, и это сработало. Но ограничения по экспорту – это другое, это запретительное регулирование, которое пора забыть. Мы не можем требовать от мировых производителей, чтобы они дорогие российские лопасти поставляли на рынки в конкуренции с китайским или турецким оборудованием».

Именно инвесторы в строительство станций должны отвечать за долю экспортной выручки: у кого они покупают оборудование и по какой цене, считает представитель «Хевел»: но эту долю необходимо понизить до 5–15%.

Установка целевого уровня экспорта логична, поскольку целью поддержки возобновляемой энергетики в России называют развитие индустрии, в том числе для выхода российских производителей на зарубежные рынки, рассуждает руководитель направления «Электроэнергетика» центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Алексей Хохлов. Однако прямыми бенефициарами программы являются энергокомпании, которые будут получать гарантированные платежи за мощность. Например, ветряные станции в России строят «Новавинд» (принадлежит «Росатому»), «Энел Россия» («дочка» итальянской Enel) и «Фортум» («дочка» финского Fortum) совместно с «Роснано». Их партнерами выступают международные производители оборудования, такие как датская Vestas, испанская Siemens-Gamesa и немецкая Enercon, которые локализуют в России свое производство. Не ясно, кто из них должен обеспечивать экспорт и как это связано с платежами по ДПМ, рассуждает Хохлов. Кроме того, станции состоят из множества компонентов, которые могут закупаться у разных поставщиков и иметь разный экспортный потенциал, продолжает он.

Увеличивать экспорт нужно более тонкими способами через комплексную поддержку производителей, а не устанавливать перед ними нормативы, считает Хохлов. Он отметил, что в 2018 г. в мире установили более 50 ГВт ветровых турбин. Чтобы российский производитель смог войти в состав ведущих мировых игроков, он должен ежегодно поставлять 0,5–1 ГВт турбин для ветряков. Российской программы развития возобновляемой энергетики для этого недостаточно.

Представитель «Гидроэнергетики России» сказал, что ассоциация уже представила свои предложения на совещании, но не раскрыл их. Его коллега из АРВЭ отказался от комментариев. Предложения ассоциаций в Минпромторг не поступали, сказал представитель министерства.