«Гранд сервис экспресс» запустит новые маршруты в Крым

Компания может забрать часть пассажиров у Федеральной пассажирской компании и авиакомпаний, считают эксперты
«Гранд сервис экспресс» – единственный оператор железнодорожных пассажирских перевозок в Крым /Гранд Сервис Экспресс

Оператор железнодорожных пассажирских перевозок на полуостров Крым «Гранд сервис экспресс» собирается в 2020 г. увеличить число маршрутов в этом направлении. К поездам Санкт-Петербург – Севастополь и Москва – Симферополь (первые отправятся в декабре) добавится южный маршрут, он свяжет с Крымом Кисловодск и Краснодар, и поезда из Екатеринбурга и Мурманска, а также несколько новых маршрутов из Москвы и Санкт-Петербурга в другие города полуострова. Об этом рассказал гендиректор компании «Гранд сервис экспресс» Александр Ганов.

Через какие именно города пройдут новые маршруты, пока не решено, но их планируется открыть до начала курортного сезона, обещал он. Поездка поездом будет обходиться дешевле, чем самолетом, заверил топ-менеджер.

Продажа билетов на поезда в Крым началась 8 ноября. Их можно купить за 60 дней до отправления поезда. Продано около 20 000 билетов, говорит Ганов: «Спрос огромный и не может не радовать». Ганов рассчитывает, что в 2020 г. средняя заполняемость поездов будет 60–65% (один поезд рассчитан на перевозку в среднем 700 пассажиров). Общий спрос на железнодорожные пассажирские перевозки в Крым компания оценивает в 1,8 млн человек.

Сколько нужно вагонов, чтобы увеличить число маршрутов, Ганов не сказал. Рассматриваются различные схемы использования новых вагонов, сообщил он: аренда, лизинг, прямое владение. На первых двух маршрутах будет курсировать 166 одно- и двухэтажных вагонов, которые «Гранд сервис экспресс» взял в долгосрочную аренду у «Крымских железных дорог» – их закупило Росимущество.

Два состава «Гранд сервис экспресса» прежде курсировали только между Москвой и Санкт-Петербургом. В 2019 г. у компании сменились собственники, кто они – неизвестно. Создавать отдельную структуру для перевозок в Крым не планируется – санкционных рисков Ганов не видит: по его мнению, компания работает на территории России, в рублевой зоне и зарубежных кредитов не имеет.

Увеличение маршрутной сети позволит увеличить в 2020 г. выручку в разы, продолжает Ганов: в 2019 г. выручка «Гранд сервис экспресса» составит около 1 млрд руб., чистая прибыль – 150 млн руб. Действующие цены в нерегулируемом сегменте (купе и СВ) обеспечивают рентабельность бизнеса, сообщает он. Компания готовится подать в 2020 г. заявку на субсидии из бюджета – для компенсации части расходов в регулируемом государством сегменте (плацкарты). Размера субсидий Ганов не назвал.

«Тарифы на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах установила антимонопольная служба. Субсидий как для авиакомпаний (государство компенсирует им часть затрат на полеты в Крым. – «Ведомости») не предусмотрено», – сообщил представитель Минтранса и не сказал, обсуждается ли такая возможность.

4,7 млн пассажиров

Столько принял и отправил с начала января по 26 октября 2019 г. Международный аэропорт Симферополь, говорится в его сообщении. Рейсы совершали 19 авиакомпаний по 56 направлениям. В курортный сезон аэропорт принимал и отправлял более 200 рейсов и 30 000 пассажиров в сутки. Самыми популярными направлениями полетов были Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Казань

«Гранд сервис экспресс» – единственный оператор железнодорожных пассажирских перевозок в Крым – подал заявку в Минтранс по своей инициативе, говорит Ганов (об этом сообщал и Минтранс). «Открывается новое направление, никем не занято, почему не попробовать?» – замечает он, у компании нет статуса эксклюзивного перевозчика в Крым или единственного исполнителя. Появятся ли другие операторы, он не знает. Представитель Минтранса ситуацию не прояснил.

Прогнозируемый компанией спрос на железнодорожные поездки в Крым (1,8 млн в год) реалистичен, комментирует член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков. Одобряет он и выбор городов, откуда будут новые маршруты: Екатеринбург и Мурманск далеко, поезд пойдет через города, откуда нет прямых авиарейсов в Крым. Вряд ли эти поезда будут ежедневными, пассажиропотока не хватит, а вот южный (как и московский, и петербургский) маршрут будет хорошо загружен и при ежедневном отправлении, считает эксперт. Больших проблем не возникнет и у авиакомпаний – государство субсидирует авиаперевозки в Крым, продолжает Янков. Новые поезда на части маршрутов могут перетянуть к себе пассажиров Федеральной пассажирской компании (ФПК), но не более 5–10%: у ФПК просто гораздо больше поездов, объясняет эксперт.

Новые маршруты в Крым позволят выйти на показатель в 1,8 млн пассажиров в год, соглашается и гендиректор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров, но это произойдет не раньше 2021–2022 гг. «Между Краснодаром и Крымом сейчас прямых авиарейсов нет, а Екатеринбург и Мурманск обеспечат существенный пассажиропоток на железной дороге, если цены на купе будут ниже 7000 руб. – столько сейчас в среднем стоят авиабилеты, – считает Бурмистров. – Серьезного падения авиаперевозок не будет, хотя процент загрузки рейсов сократится и цены могут снизиться».

«Мы внимательно следим за ситуацией. Крайне высокая стоимость обслуживания в аэропорту Симферополя, себестоимость авиаперевозки и низкие тарифы на железнодорожные билеты потенциально могут привести к сокращению количества рейсов в Крым», – замечает представитель авиакомпании S7.

Представители ФПК, «Аэрофлота», «Уральских авиалиний» на вопросы не ответили.

Для поддержки спроса на маршруты «Гранд сервис экспресс» планирует программу лояльности – на базе той, что действует у компании на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Оператор также ищет партнеров для мультимодальных перевозок – с использованием автобусов. Продавать часть мест в поездах по невозвратным билетам не планируется, обещал Ганов: «На мой взгляд, выигрыш в цене невелик, а неудобства для пассажира создаются».