«Аэрофлот» отдаст «Победе» 50 собственных среднемагистральных лайнеров

Лоукостеру больше негде взять необходимые для быстрого роста самолеты
«Аэрофлот» проложит «Победе» путь к победе /Максим Стулов / Ведомости

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев представил премьер-министру Михаилу Мишустину новую стратегию компании: в 2028 г. «Аэрофлот» с «дочками» выйдет на пассажиропоток 130 млн человек, в том числе 55–65 млн из них будет перевозить его лоукостер «Победа». Предыдущая стратегия ограничивалась 2023 г., в котором группа должна была перевезти 100 млн пассажиров, в том числе «Победа» – 25–30 млн.

Самолеты от «мамы»

В 2019 г. «Победа» перевезла 10,3 млн человек, в ее парке 30 среднемагистральных самолетов Boeing 737-800. По новой стратегии флот лоукостера к 2028 г. вырастет до 170 судов, рассказал Савельев премьеру.

Основным источником лайнеров для «Победы» в ближайшие годы будет сам «Аэрофлот»: он отдаст «дочке» все 50 собственных самолетов Boeing 737-800, рассказали «Ведомостям» два сотрудника «Аэрофлота».

Самолеты Boeing 737-800 с прошлого года больше не производятся, а полеты новейших Boeing 737 Max запрещены по всему миру с марта 2019 г. из-за двух подряд катастроф, в которых погибло 346 человек. До пандемии китайского коронавируса на мировом рынке образовался острый дефицит среднемагистральных судов, ставки лизинга на Boeing 737-800 сильно выросли – взять самолеты «Победе» для дальнейшего роста стало негде. Поэтому идея взять самолеты у самого «Аэрофлота» обсуждалась еще до эпидемии, говорят собеседники «Ведомостей». Альтернативой было наращивать флот лоукостера за счет конкурирующей модели – Airbus 320 neo. Но поставки крупной партии новых А320 neo пришлось бы ждать несколько лет плюс для бизнес-модели лоукостера важен монопарк – не надо тратиться на техническую службу для второй модели, все экипажи взаимозаменяемы, объясняет один из собеседников.

Теперь принципиальное решение принято, нужно еще корпоративное одобрение совета директоров «Аэрофлота». Передача всех 50 лайнеров лоукостеру займет примерно два года, так как вводить дополнительные суда в расписание надо постепенно, говорят источники «Ведомостей». Начнется передача скорее всего только в следующем году, ведь сначала надо переоборудовать салоны. «Победа» эксплуатирует Boeing 737-800 в максимальной компоновке – 189 кресел эконом-класса. У «Аэрофлота» они вмещают по 158 человек (138 в эконом- и 20 в бизнес-классе). Для «Победы» надо убрать бизнес-класс, уменьшить расстояния между рядами кресел во всем салоне, сами кресла должны быть проще и тоньше, спинки практически не будут откидываться, говорят собеседники «Ведомостей». Также с лайнеров «Аэрофлота» необходимо демонтировать кухни – лоукостер в полете не кормит.

Для группы «Аэрофлот» это серьезный инвестпроект, говорят источники «Ведомостей». Переоборудование одного салона стоит около $800 000, хотя на такую огромную партию будет большая скидка. Свободных средств у группы пока нет, ведь все авиакомпании мира пострадали из-за ограничений на перелеты.

Не по пути с Мax

Имеющиеся у «Победы» 30 Boeing плюс 50 от «Аэрофлота» – это 80 судов. Откуда лоукостеру взять еще 90? Решений пока нет, говорит сотрудник «Аэрофлота». У «Победы» есть твердый заказ на 20 Boeing 737 Max, которые она должна была получить в 2019–2021 гг. Так как из-за смертоносных катастроф полеты этой модели запрещены, а сроки поставок сорваны по вине производителя, то «Победа» может отказаться от контракта без штрафных санкций. Корпорация Boeing планирует в этом году пересертифицировать Мах и вернуть модель в небо. Но поставки Мах в Россию в этом году едва ли начнутся, рассказывали еще до пандемии сотрудники нескольких авиакомпаний.

Группа еще не решила, брать лоукостеру эти 20 Мах или отказаться, говорят два сотрудника «Аэрофлота»: для развития они нужны, но это вопрос политический, ведь Boeing – американская компания. Совсем туманна судьба еще 30 Мах, по которым у «Победы» есть декларация о намерениях и которые планировалось получать с 2022 г. На них даже нет разрешения от правительственной комиссии по импортозамещению – все госкомпании должны получать ее разрешение на ввоз авиатехники дороже 1 млрд руб. Мы исходим из того, что на эти 30 Мах правительство разрешения точно не даст, больше шансов через несколько лет одобрить ввоз самолетов от французского концерна Airbus, но этот вопрос пока всерьез не обсуждался, признает сотрудник «Аэрофлота».

Компания для бизнеса

Савельев рассказал Мишустину, что «Аэрофлот» передаст «Победе» среднемагистральные направления (это позволит снизить цену билетов на 30%), а сам сосредоточится на дальнемагистральных и станет 5-звездочной компанией. Сейчас у «Аэрофлота» «4 звезды» агентства Skytrax, самого авторитетного оценщика сервиса авиакомпаний, максимальные «5 звезд» в Европе есть только у Lufthansa.

У «Аэрофлота» помимо Boeing 737-800 есть еще 107 среднемагистральных лайнеров Airbus 320/321. Airbus «Аэрофлот» сохранит и продолжит выполнять на них среднемагистральные полеты в Европу, говорят два сотрудника авиакомпании. На европейских направлениях он доминирует, ни один российский или иностранный перевозчик не может даже близко сравниться по количеству направлений и частоте рейсов.

В России «Аэрофлот» планирует оставить те среднемагистральные направления, на которых из Москвы есть платежеспособный спрос, достаточный для хорошей загрузки бизнес-класса, продолжает один из собеседников. Это, конечно, Санкт-Петербург, а также Сочи, Казань, Самара, Екатеринбург и др. – всего не больше 10 пунктов в европейской части страны, уверяет он. До начала эпидемии «Аэрофлот» летал из Москвы в 56 российских городов, большая часть этой сети уже восстановлена.

Правда, реализация этого плана может быть затруднена, вздыхает собеседник в авиакомпании: при уходе «Аэрофлота» из любого города местные чиновники начинают жуткие скандалы и задействуют все рычаги, чтобы нас вернуть, так как за бюджетный счет хотят летать в Москву именно бизнес-классом «Аэрофлота».

«Премьер-министр Михаил Мишустин одобрил ключевые положения будущей стратегии, ее утверждение относится к полномочиям совета директоров компании. Об этапах и сроках реализации стратегии мы будем готовы говорить после прохождения корпоративных процедур», – заявил представитель «Аэрофлота».