Сахалинская область создаст аэропортовое СП с холдингом Вексельберга

Хотя на аэропорт Южно-Сахалинска претендуют и другие инвесторы
На достройку нового терминала аэропорта Южно-Сахалинска нужно 4,8 млрд руб./ Максим Федоров / ТАСС

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко распорядился отдать аэропорт Южно-Сахалинска в совместное предприятие с холдингом «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. Об этом говорится в списке поручений губернатора от 27 июля. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердили сотрудники двух аэропортов, знающие о нем от областных чиновников.

Рассмотрев обращение «Аэропортов регионов», говорится в документе, Лимаренко поручил правительству области внести в план приватизации на 2020 г. акции компании «Аэровокзал Южно-Сахалинск», а областному министерству имущества – до 10 сентября внести эти акции в уставный капитал АО «ДВ-инвест».

«Аэровокзал Южно-Сахалинск» – это компания, специально созданная областью для строительства в аэропорту нового пассажирского терминала. Терминал площадью 40 000 кв. м строится с 2017 г. Оператором действующего аэропорта является также принадлежащая области компания «Аэропорт Южно-Сахалинск». Она владеет терминалом площадью всего 7400 кв. м, который давно не справляется с трафиком. В 2019 г. аэропорт принял 1,3 млн пассажиров. В январе – июне этого года трафик составил 299 000 человек.

Компания «ДВ-инвест» была создана холдингом Вексельберга месяц назад, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Внеся в ее уставный капитал акции компании «Аэровокзал Южно-Сахалинск», правительство области станет акционером «ДВ-инвеста». «Аэропорты регионов» сохранят контрольный пакет в «ДВ-инвесте», а областная компания будет таким образом приватизирована, говорит сотрудник аэропортового холдинга. Именно «Аэровокзал Южно-Сахалинск» после достройки станет аэропортовым оператором, а «Аэропорт Южно-Сахалинск» со своим маленьким терминалом принимать пассажиров перестанет, добавляет сотрудник другого холдинга.

На достройку нового терминала нужны 4,8 млрд руб., «Аэропорты регионов» предлагают достроить его за свой счет – и за это холдинг получит 51% в аэропорту (через «ДВ-инвест». – «Ведомости»), сообщало агентство Sakhalin.info в конце июля со ссылкой на общественные слушания в областной думе. Ситуация с аэропортом Южно-Сахалинска повторяет другие известные случаи, когда местные власти пытались передать стратегический актив без конкурса, возмущен сотрудник аэропортового холдинга «Базэл аэро». Наша компания заинтересована в открытых и прозрачных процедурах выбора инвестора на развитие сахалинского авиаузла, мы неоднократно направляли главе области предложения о подготовке конкурса на привлечение профильного инвестора, добавляет собеседник.

«Нам Южно-Сахалинск также интересен, «Новапорт» информировал об этом правительство области и даже делал презентацию на тему развития аэропорта», – говорит сотрудник аэропортового холдинга «Новапорт». Пресс-служба областного правительства в течение двух дней не ответила на запрос «Ведомостей», представитель «Аэропортов регионов» от комментариев отказался.

Все три российских аэропортовых холдинга активно ищут объекты для инвестиций. Крупных аэропортов, планируемых к приватизации или продаже частными собственниками, в России почти не осталось, поэтому холдинги уже несколько лет ведут охоту за более мелкими активами. Южно-Сахалинск – это достаточно крупный аэропорт, трафик свыше 1 млн человек делает воздушную гавань прибыльным и инвестиционно привлекательным активом, говорит сотрудник одного из холдингов.

Интересен Южно-Сахалинск не только аэропортовым холдингам. Хабаровский аэропорт готов участвовать в открытых конкурсных процедурах по выбору инвестора для завершения строительства нового аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинск. «Проведение открытого конкурса, будь это концессия или инвестиционный контракт с последующей приватизацией, позволит Сахалинской области на конкурентной основе выбрать наилучшее предложение», – говорит представитель Хабаровского аэропорта. Лимаренко было направлено соответствующее письмо, «подтверждающее наши намерения».

«При внесении акций аэропорта в уставный капитал другого акционерного общества проведение конкурса не обязательно. При этом государство должно получить не менее 25% плюс 1 акция в уставном капитале новой компании», – говорит адвокат юрфирмы Forward Legal Дарья Овчинникова.

«В 2015 г. вступил в силу закон о государственно-частном партнерстве. Частный инициатор проекта может сам разместить заявку на сайте torgi.gov.ru. Механизм называется «частная инициатива». Если в течение 45 дней никакая другая сторона не заявит о своей заинтересованности в проекте, с инициатором государство заключает соглашение без конкурса. Этот способ значительно сокращает количество всевозможных процедур, обычных для конкурса, и используется обычно для социальных проектов», – говорит управляющий партнер юрфирмы Novator Вячеслав Косаков. В данном случае такой частной инициативы не было.

Но данный проект, скорее всего, не подпадет под данный закон, добавляет Косаков: в 2019 г. схожая ситуация была с Иркутской областью, когда регион попытался подобным образом передать частному инвестору (холдингу «Новапорт». – «Ведомости») аэропорт Иркутска, тогда ФАС возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства и область отказалась от планов. Вполне вероятно, что в случае претензий ФАС Сахалинская область откажется от ускоренного варианта, так как проект масштабный и за ним тщательно будут следить на федеральном уровне, говорит Косаков.

Представитель ФАС на запрос не ответил.