IDS Borjomi построит свой крупнейший завод в Подмосковье

Это позволит компании удвоить производство воды «Святой источник» в России
Марк Боярский / Коммерсантъ

Компания IDS Borjomi Russia (российское подразделение IDS Borjomi International) договорилась с девелопером PNK Group о строительстве завода по производству питьевой воды в Подмосковье, сообщили стороны и подтвердил представитель Cushman & Wakefield, которая выступает консультантом этой сделки.

По словам собеседников «Ведомостей», производство разместится на 14 га на территории логистического парка «PNK парк Северное Шереметьево» в Дмитровском районе Московской области. Этот участок выбран, в частности, из-за того, что на нем сосредоточены значительные запасы экологически чистой артезианской воды, объясняет руководитель направления земельных отношений Cushman & Wakefield Диана Мирзоян.

PNK Group передаст IDS Borjomi Russia здание на 45 000 кв. м в собственность после ввода его в эксплуатацию. Строительство завода начнется уже в конце 2020 г., а его запуск запланирован на начало 2022 г. На нем компания будет выпускать воду «Святой источник» в бутылках объемом от 0,33 до 5 л и другие продукты, всего – 1 млрд единиц продукции в год.​ Помимо линий розлива в проект войдут распределительный центр на 40 000 паллето-мест, лаборатория по разработке инноваций. Инвестиции в строительство представитель IDS Borjomi Russia не раскрывает. Затраты на возведение завода составят около 2 млрд руб. без учета стоимости оборудования для добычи воды и розлива, знает один из консультантов по недвижимости.

IDS Borjomi International – производитель бутилированной воды, ей принадлежат бренды Borjomi, «Святой источник», «Эдельвейс» и др. Ее основной владелец – «Альфа-групп». У компании восемь заводов по розливу воды – в России, на Украине и в Грузии. В частности, она выпускает свою продукцию в Костроме, Липецке и Новосибирске, всего около 1 млрд бутылок в год. Следовательно, после запуска завода в Подмосковье IDS Borjomi Russia удвоит производство в России.

«Святой источник», по данным исследовательской компании Nielsen, уже является лидером на рынке питьевой бутилированной воды с долей в 9,8%. Такой же вывод делает и Euromonitor International, правда, она отводит этому бренду 10,4%. Для сравнения: доля бренда «Шишкин лес» – 4,7%, Aqua Minerale – 4,5%, а Bonaqua – 4,3%.

По данным Nielsen, продажи бутилированной воды в прошлом году выросли на 1,2% (до 4,2 млрд л) и в деньгах на 6% (до 100 млрд руб.) по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. При этом продажи «Святого источника» за тот же период росли быстрее: на 20 и 24% соответственно.

Рынок питьевой воды перспективен, говорит гендиректор IDS Borjomi Russia Александр Жаданов. Строительство завода соответствует стратегическим планам компании по увеличению производственных мощностей и расширению ассортимента инновационных продуктов, добавляет он.

Российские потребители в среднем пьют меньше бутилированной воды – менее 43 л на человека в год, тогда как в странах Восточной Европы – 67,7 л, а в США – 106 л, говорит представитель IDS Borjomi Russia. Поэтому у рынка есть потенциал, считает он.

Популярность бутилированной воды в России растет: это связано с относительно невысокими ценами на нее, с увлечением россиян здоровым образом жизни, а также с тем, что водопроводная вода в стране низкого качества, объясняет партнер «НЭО центра» Инна Гольфанд. Она считает, что с учетом растущего спроса IDS Borjomi Russia может еще больше увеличить свою долю на рынке.

Тем не менее потребление бутилированной воды в стране в 2020 г. снижалось, особенно в маленьких упаковках, которые обычно покупают вне дома, отмечает представитель Coca-Cola (ей принадлежат бренды Bon Aqua, Smart Water, Aquarius). Это, по его словам, связано с пандемией COVID-19 и режимом самоизоляции, который вводился в стране весной. Компания ждет, что рынок снова будет расти уже с 2021 г. по мере возвращения к прежнему уровню и стилю потребления. Сама Coca-Cola разливает воду на девяти из 10 своих заводов и продолжает инвестировать в развитие и модернизацию производства, отметил собеседник «Ведомостей».

Производство воды привлекает и новых игроков. Например, в марте 2019 г. стало известно о приобретении АФК «Система» 33,3% долей в фирме «Аква инвест», которая инвестирует в частно-государственную компанию «Холдинг аква» (производитель минеральной воды «Ессентуки» № 4 и № 17, «Нарзана» и др.). Также доли в ней есть у сына Давида Якобашвили Михаила и инвестиционного директора «Системы» Никиты Шашкина. За три года инвесторы вложили в проект около 4 млрд руб., эти средства пошли на приобретение предприятий по добыче и розливу воды, модернизацию мощностей, восстановление действующих и бурение новых скважин, говорит представитель «Холдинг аква». По его словам, этот рынок стремительно развивается, продажи у компании в этом году росли, даже несмотря на пандемию.