Самый большой не-атомный ледокол в мире пополнит флот Росморпорта в начале ноября

Ледокол «Виктор Черномырдин» строили с 2012 г.
Ледокол «Виктор Черномырдин»/ Росморпорт

Ледокол «Виктор Черномырдин» будет введен в эксплуатацию в начале ноября. 30 сентября был подписан акт приема-передачи судна между Балтийским заводом, который строил ледокол, и его заказчиком – «Росморпортом», сообщил «Ведомостям» источник и подтвердил представитель заказчика.

«Далее предстоят мероприятия по завершению госконтракта и подготовке ледокола к зимней навигации. Он будет обеспечивать бесперебойную проводку судов в Финском заливе», – уточнил представитель «Росморпорта».

В ноябре судно только будет готовиться к эксплуатации – экипаж проверит все рабочие механизмы, будет готовиться к навигации, может проверить ходовую часть, – а непосредственно эксплуатироваться начнет ближе к концу года, когда в заливе появится лед, считает директор по развитию агентства PortNews Надежда Малышева.

Дизель-электрический ледокол проекта 22600 (ЛК-25) является самым большим в мире неатомным ледоколом, его длина – 147 м, ширина – 29 м, автономность плавания – 60 суток, мощность силовой установки – 25 МВт. Он способен непрерывно двигаться во льдах толщиной до 2 м и выполнять ледокольные работы во льдах до 3 м. Помимо проводки судов ЛК-25 может перевозить научные экспедиции и выполнять функции пожарного судна.

ФГУП «Росморпорт» оказывает ледокольные, навигационные и другие услуги для судоходства в России. Сейчас ледокольный флот «Росморпорта» составляет 36 судов, их которых 16 – это линейные ледоколы, еще 7 – линейные мелкосидящие ледоколы и 13 вспомогательных и портовых ледоколов и буксиров. К 2024 г. предприятие также ждет сдачи ледокола мощностью 18 МВт для обеспечения работы замерзающих портов Дальневосточного бассейна.

«Виктор Черномырдин» строился для прохождения в составе арктических конвоев, рассказал «Ведомостям» глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. В частности, планировалось, что ледокол будет осуществлять проводку судов по Северному морскому пути (СМП). «Сейчас на Севморпути планируется работа более мощных ледоколов.

Исходя из этого решили, что более эффективно было бы задействовать этот дизельный ледокол на Балтике. Тем более что строительство сильно затянулось и концепция развития СМП поменялась: теперь оператор проекта развития СМП, «Росатом», ориентируется на атомные ледоколы», – указывает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Виктор Черномырдин» сейчас необходим именно на Балтике для обслуживания транспортировки нефтяных грузов из портов Северо-Запада, добавляет эксперт. Так, через Приморск в январе – августе было отгружено 23,57 млн т нефти по системе «Транснефти», через Усть-Лугу – 11,29 млн т, по данным ЦДУ ТЭК.

«Росатом» пришел к выводу, что «Виктор Черномырдин» им неинтересен в качестве фрахтуемого судна по двум причинам: слишком высокая цена фрахта и слабая ледопроходимость. Кроме того, у «Росатома» есть собственный ледокольный флот, и он ориентируется на дополнительную заявку по строительству атомных ледоколов, поэтому все дизельные предложения им неудобны», – объясняет Григорьев.

Более мощные атомные ледоколы проекта 22220 (60 МВт) Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) сейчас строит для «Атомфлота» (входит в госкорпорацию «Росатом»). Головной ледокол проекта «Арктика» в сентябре отправился на ледовые испытания в порт Мурманска. Сдача «Арктики» была запланирована на май этого года. Ледоколы этой серии «Сибирь» и «Урал» будут переданы заказчику в 2021 и 2022 гг. соответственно. Эти ледоколы смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до 2,8 м, и рассчитаны на работу в Баренцевом, Печорском и Карском морях. На дальневосточной судоверфи «Звезда» этим летом началось строительство самого мощного в мире ледокола с ядерной силовой установкой мощностью 120 МВт. На этот проект было выделено 127,6 млрд руб. из бюджета. Сдать судно планируется в 2027 г., оно прежде всего будет круглогодично обеспечивать вывоз сжиженного природного газа с проектов «Новатэка» на Ямале и Гыданском полуострове.

«Росморпорт» легко перебрасывает свои суда из одного бассейна в другой по мере необходимости. Самые интенсивные ледовые проводки судами «Росморпорта» происходят, например, не в Арктике, а в Азовском море», – рассказывает источник «Ведомостей» в отрасли.

Малышева не исключает, что в будущем «Виктор Черномырдин» может быть использован и на СМП, если грузоотправители договорятся с «Росморпортом». «Если будет договоренность с «Новатэком» или «Газпром нефтью», то ледокол можно отправить туда. Сейчас на Севморпути работают дизельные ледоколы и меньшей мощности в связке с атомными», – объясняет эксперт. «У этого ледокола есть преимущество в виде двух вертолетных площадок и ангара для постоянного хранения вертолетов. Поэтому с точки зрения проведения аварийно-спасательных работ он не имеет аналогов. Все будет зависеть от отношений между «Росморпортом» и «Росатомом» в части аренды», – считает Григорьев.