Россия может начать эксплуатацию морских беспилотников

Испытания автономных судов пройдут от Черного моря до Арктики
На танкере «Михаил Ульянов» «Совкомфлота» система по автоматическому и дистанционному управлению судами БЭС-КФ будет тестироваться в Арктике/ Bruno Girin / Wikimedia

Россия до конца года планирует завершить испытания системы по автоматическому и дистанционному управлению судами БЭС-КФ. Как рассказал «Ведомостям» генеральный директор отраслевого центра «Маринет» Национальной технологической инициативы Александр Пинский, по итогам испытаний правительством может быть принято решение об использовании автономных судов в рамках национального эксперимента до 2025 г. Проект постановления правительства уже подготовлен и направлен в кабмин, говорит Пинский.

В тексте проекта, с которым ознакомились «Ведомости», говорится, что эксперимент по опытной эксплуатации автономных судов под флагом РФ разрешается в следующих субъектах Федерации: Астраханской, Калининградской и Магаданской областях, Краснодарском, Хабаровском и Приморском крае, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также в Мурманской, Ростовской областях и на Сахалине.

Также подготовлен проект федерального закона об автономном флоте и нормы техрегулирования – это документы Росморречфлота и Российского морского регистра судоходства, объясняет Пинский. По его словам, положения регистра судоходства уже опубликованы, остальные документы должны появиться до конца этого – начала следующего года, что позволит сформировать правовой комплекс для автономных судов.

Суда могут стать первым видом автономного транспорта, разрешенного к коммерческой эксплуатации в России и под российским флагом во всем мире. По словам гендиректора «Маринета», в рамках действующих международных конвенций морская администрация, т. е. правительство РФ в нашем случае, устанавливает свои конкретные правила: «Поэтому национальный эксперимент позволит установить такие правила для автономных судов, которые сделают легальным их коммерческое применение в любых морях, если судно ходит под флагом РФ».

Автономным судовождением сегодня называется автоматическое и дистанционное управление судами. До 2016 г. в мировой практике применялся термин «безэкипажное судовождение», однако затем Международная морская организация (IMO) ввела новую общепринятую терминологию. Теперь в отношении больших судов используют термин «морские автономные суда», а беспилотниками или безэкипажными катерами называют маломерные суда, не подпадающие под конвенции IMО.

В мире уже реализовано достаточно много проектов по технологиям автономного судовождения, однако все они носят характер точечных и изолированных экспериментов. Целью же российского проекта является обеспечение массового применения технологии автономного судовождения по всей акватории Земли. Как объясняет глава «Маринета», проводящиеся сейчас испытания предусматривают два этапа: на первом автономные системы работают, собирают информацию, принимают решения, но не имеют доступа к двигателям и рулевым установкам. Сейчас этот этап на завершающей стадии.

После одобрения регистра судоходства начнется второй этап испытаний, когда устройства на судах уже будут управляться автоматически и дистанционно, но пока под наблюдением экипажа. Испытания проходят на четырех судах: танкер «Михаил Ульянов» «Совкомфлота» в Арктике, сухогруз «Пола Анфиса» компании «Пола групп» в Черном море и дноуглубительный караван «Росморпорта – баржа «Рабочая» и земснаряд «Редут» в Черном и Азовском морях. По словам главы «Маринета», проект реализуется при поддержке Минпромторга, Минтранса, «Совкомфлота» и других участников.

Глобальные выводы по испытаниям делать преждевременно, говорит Пинский: «Однако уже понятно, что приоритет стоит отдавать автоматическому, а не дистанционному управлению». Потому что в ходе испытаний подтвердилось, что каналы морской спутниковой связи обладают невысокой пропускной способностью и стабильностью. Если текущие испытания завершатся успешно и правительство санкционирует национальный эксперимент, автономные морские суда станут первыми беспилотными системами, допущенными к широкой коммерческой эксплуатации в России, пусть и на временной основе.

Параллельно идет развитие беспилотного воздушного транспорта и автономных автомобилей, однако их коммерческое использование в РФ пока не планируется. Например, полеты дронов могут осуществляться только в зоне прямой видимости оператора в светлое время суток на высоте не более 150 м от земли или водной поверхности и за пределами аэродромов, мест проведения публичных мероприятий, спортивных соревнований и др. В других странах БПЛА тестируют для доставки грузов тоже только на ограниченных территориях.

Испытания беспилотного автотранспорта без водителей в кабинах на российских дорогах общего пользования планировалось начать осенью 2020 г. с участием «Яндекса», Сбербанка, ГАЗа и «Камаза». Однако в конце августа стало известно, что срок испытаний перенесли на I–II квартал 2021 г.

Очень сложно прогнозировать, когда беспилотные корабли вытеснят традиционные, но само явление становится глобальным, заявили «Ведомостям» в пресс-службе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Там подчеркнули, что автономные суда – это уменьшение расходов, повышение безопасности судоходства, сокращение фактора человеческих ошибок в процессе эксплуатации, повышение эффективности постпродажного сервиса. Появление автоматизированных систем шаг за шагом приближает нас к массовому производству полностью безэкипажных судов, отметили в ОСК: «Однако для формирования реального рынка беспилотного судовождения необходимо соответствующее законодательное регулирование, а также создание инфраструктуры».

Внедрение технологии безэкипажного судовождения является положительным фактором для развития новых технологий в России в целом, причем особенно важна одновременная проработка нормативных законодательных актов, которые позволят применять такие технологии, говорит директор по развитию агентства PortNews Надежда Малышева. При внедрении таких технологий нет какого-то определенного порога готовности – если ждать, когда мы будем готовы полностью, то Россия не будет ни первой, ни десятой в мире страной, легализовавшей автономное судовождение. Не стоит ждать, когда появится вся инфраструктура, когда будет запрос от бизнеса, нужно сразу предлагать технологию, только тогда появятся новые виды судов, уверена Малышева.

В Росморречфлоте и Российском морском регистре судоходства на момент публикации комментариев не предоставили.